Стволовые клетки помогли улучшить иммунитет

Японские учёные вырастили из них Т-лимфоциты, которые могут помочь в борьбе с ВИЧ-инфекцией и многими видами рака

Группа учёных из Токийского института медицинских наук смогла получить Т-клетки, или Т-лимфоциты (вид белых кровяных клеток, играющих немаловажную роль в приобретённом иммунном ответе), из перепрограмированных индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPS-клеток), передаёт агентство РИА Новости со ссылкой на телеканал NHK. В будущем эти искусственные иммунные клетки могут быть использованы при лечении больных раком или СПИДом.

Для эксперимента были использованы Т-клетки ВИЧ-инфицированных. Оказалось, что выращенные из iPS-клеток новые лимфоциты имели способность определять ВИЧ как чужеродный объект. Более того, клетки имели скорость деления, в 10-100 раз превосходящую скорость деления изначальных клеток, а также более продолжительной срок функционирования.

Руководитель группы исследователей профессор Хиромитцу Накаути заявил, что данный способ позволяет получать молодые и жизнеспособные Т-клетки в больших количествах. Однако учёным ещё предстоит проведение необходимых клинических испытаний для подтверждения безопасности метода в случае его дальнейшего применения на пациентах.

Впервые искусственные многофункциональные стволовые клетки неэмбрионального происхождения, так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (англ. induced pluripotent stem cells — iPS), способные формировать здоровые клетки различных органов, были получены профессором японского университета Киото Синья Яманака в 2006 году. За шесть лет с момента открытия iPS-клеток учёные, подвергая их различным воздействиям, научились выращивать клетки сердечной мышцы, кишечника, поджелудочной железы, сетчатки глаза, крови, кожи, нервные клетки, женскую яйцеклетку и клетки спермы. Главной проблемой, тормозящей использование таких клеток в медицине, по-прежнему остается высокий риск развития онкологических заболеваний.

вич иммунология клеточная биология рак стволовые клетки т-лимфоциты