Исследовательская группа университета Киото (Япония) по стволовым клеткам сообщает об успехе эксперимента по выращиванию из этого материала сперматозоидов и яйцеклеток мыши, из которых, в свою очередь, возникли полноценные детёныши. Результаты исследований опубликованы в журнале Science.

Около года назад японские учёные успешно преобразовали эмбриональные, а также индуцированные плюрипотентные стволовые клетки в нормально функционирующие мужские гаметы. Теперь Митинори Сайтоу и его коллеги научились создавать и яйцеклетки. Клетки-предшественники женских гамет были выращены в специальной белковой массе, а затем помещены в яичники живых лабораторных животных для «дозревания» (овуляция заняла чуть больше месяца). После этого их снова извлекли и оплодотворили in vitro. Наконец, в организмах суррогатных матерей зародыши за три недели развились до нормальных и полностью готовых к появлению на свет мышат.

По словам учёных, комментирующих исследование, успех данного эксперимента означает новые возможности в преодолении бесплодия у человека: образцы стволовых клеток для последующего создания эмбриона можно будет брать у самих супружеских пар, обратившихся за помощью в оплодотворении. Однако, как и при любом разговоре о практическом применении достижений в науке о клетках, здесь возникает множество этических вопросов.

Тем не менее, Митинори Сайтоу намерен продолжать свои исследования и надеется, что в ближайшем будущем его команде удастся получать полнофункциональные яйцеклетки прямо в чашке Петри, минуя имплантацию в живой организм.