Из стволовых клеток впервые выращены мышата

Японские биологи сообщают о появлении на свет первых детёнышей мыши, эмбрионы которых были выращены из стволовых клеток

Исследовательская группа университета Киото (Япония) по стволовым клеткам сообщает об успехе эксперимента по выращиванию из этого материала сперматозоидов и яйцеклеток мыши, из которых, в свою очередь, возникли полноценные детёныши. Результаты исследований опубликованы в журнале Science.

Около года назад японские учёные успешно преобразовали эмбриональные, а также индуцированные плюрипотентные стволовые клетки в нормально функционирующие мужские гаметы. Теперь Митинори Сайтоу и его коллеги научились создавать и яйцеклетки. Клетки-предшественники женских гамет были выращены в специальной белковой массе, а затем помещены в яичники живых лабораторных животных для «дозревания» (овуляция заняла чуть больше месяца). После этого их снова извлекли и оплодотворили in vitro. Наконец, в организмах суррогатных матерей зародыши за три недели развились до нормальных и полностью готовых к появлению на свет мышат.

По словам учёных, комментирующих исследование, успех данного эксперимента означает новые возможности в преодолении бесплодия у человека: образцы стволовых клеток для последующего создания эмбриона можно будет брать у самих супружеских пар, обратившихся за помощью в оплодотворении. Однако, как и при любом разговоре о практическом применении достижений в науке о клетках, здесь возникает множество этических вопросов.

Тем не менее, Митинори Сайтоу намерен продолжать свои исследования и надеется, что в ближайшем будущем его команде удастся получать полнофункциональные яйцеклетки прямо в чашке Петри, минуя имплантацию в живой организм.

клонирование стволовые клетки