Австрийцы создали «модель» мозга из стволовых клеток

Небольшие искусственные клеточные образования вполне способны воспроизвести ряд аспектов работы мозга, что необходимо для понимания природы его заболеваний

Австрийским учёным удалось вырастить из стволовых клеток аналог мозга. Конечно, модель далека от совершенства, но уже позволяет понять механизм развития некоторых реальных расстройств главного узла нервной системы.

«То, что он работает – это большой сюрприз. Хотя вся структура не похожа на мозг в полном смысле этого слова», – говорит один из соавторов исследования Юрген Кноблих (Juergen Knoblich), сотрудник Венского института молекулярной биотехнологии.

Учёные соединили стволовые клетки с помощью специального геля, напоминающего по своему составу реальные соединительные ткани человеческого организма. Затем получившиеся комочки биомассы были помещены в специальную центрифугу, где ткань обогащалась питательными веществами и кислородом. В результате удалось получить структуры размером порядка нескольких миллиметров – именно такую величину имеет мозг человеческого эмбриона приблизительно на девятой неделе развития. Рассматривая образования под микроскопом, биологи обнаружили, что они даже подразделяются на какие-то отделы, между которыми существует нервное взаимодействие.

В то же время эти «мини-мозги» сильно различались по своей структуре и не были похожи ни на один природный прототип. К тому же в них не было кровеносных сосудов, что во многом обусловило их малый размер даже после 10-месячного периода роста.

Однако, по словам Юргена Кноблиха и его коллег, эта модель принесла свою практическую пользу: с её помощью авторам исследования удалось воспроизвести ключевые аспекты развития микроцефалии – заболевания, при котором рост мозга существенно замедляется и возникают различные когнитивные нарушения. Стволовые клетки людей, страдающих этим расстройством, преждевременно эволюционировали в различные типы нейронов, из-за чего популяция клеток-предшественников оказывалась меньше, чем необходимо для нормального роста.

австрия биотехнологии мозг стволовые клетки