Статистические методы помогают быстро найти источник неприятного запаха

Разработанный российскими учеными алгоритм помогает быстро оценить экологическую ситуацию. Достаточно лишь проанализировать жалобы местных жителей по особому алгоритму.

Группа российских ученых, в которую вошли специалисты из Российской медицинской академии последипломного образования, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и даже Института космических исследований РАН, разработала алгоритм, с помощью которого можно быстро выявлять источник неприятного запаха, то есть экологического загрязнения. В основе алгоритма — статистические методы обработки неформализованных данных, а такими данными служит лишь выборка жалоб местных жителей. Статья исследователей с описанием метода принята к публикации в журнал Air Quality, Atmosphere & Health, пишет сайт Теории и практики.

Задача была практической. В 2013-2014 годах от жителей востока Москвы постоянно поступали жалобы на сильнейший неприятный запах. С ходу определить его источник не удалось. Жалобы поступали от жителей территорий общей площадью около 600 квадратных километров. Тогда ученые решили использовать математические методы. Данные от жителей были обработаны с учетом розы ветров в момент обнаружения запаха в том или ином месте, а также особенностей ландшафта. В итоге, найти источник удалось — им оказалась одна из местных свалок. Чтобы восстановить предположительную концентрацию, использовался специальный алгоритм AERMOD, а также специальное программное обеспечение, разработанное в ИКИ РАН.

Преимущество созданного алгоритма заключается в отсутствии необходимости получения дополнительных данных. В ситуации полной неопределенности, когда неизвестна ни локализация запаха, ни природа загрязнителя, метод позволяет довольно точно определить, откуда исходит загрязнение. И уже найдя его, можно использовать более точные методы изучения.

алгоритм aermod неформализованные данные статистические методы экологические загрязнения