Команда ученых из Института проблем нефти и газа РАН успешно прибыла на Ямал, откуда специалистов перебросили вертолетом на изучаемые участки. Основная цель – исследовать дегазацию Земли, которая активно проявляется в регионе в виде мощных выбросов и взрывов газов с формированием кратеров на суше и на дне термокарстовых озер. В этот раз ученые изучат не только привычную центральную часть Ямала в районе реки Сеяха, но и новые объекты, выявленные по данным космоснимков.

Об актуальности проблемы и способах исследования рассказал доктор технических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе Василий Игоревич Богоявленский:

«Активно эта тема стала развиваться, когда был обнаружен первый кратер в 2014 году. Он получил номер С1 в созданной и постоянно дополняемой геоинформационной системе «Арктика и мировой океан» (ГИС «АМО»). Сейчас в этой базе данных находится уже свыше 7300 многолетних бугров пучения на территории Ямала, которые выявлены главным образом с помощью дистанционного зондирования Земли. Часть из них потенциально взрывоопасна. Поэтому наша задача выявить и подробно исследовать эти бугры и оценить, насколько они опасны в районах с развитой инфраструктурой. Мы также выявили около двух тысяч зон активной дегазации со дна термокарстовых озер и рек Ямала. Исследование таких объектов проводится не только из космоса, но и с помощью геолого-физических исследований уже в процессе полевых работ».

Это восьмой сезон экспедиций, проводимых сотрудниками Института проблем нефти и газа РАН в Арктику. Работы ведутся при поддержке правительства Ямало-Нененецкого автономного округа, некоммерческого партнёрства «Российский центр освоения Арктики» и крупнейших нефтегазодобывающих компаний России.

С новейшими результатами фундаментальных научных исследований Института проблем нефти и газа РАН можно ознакомиться в научных статьях в ведущем журнале РАН по арктической тематике «Арктика: экология и экономика», а также в зарубежном журнале «Geosciences».

Фото: e-news.surareearth.ru