Ученые из Швеции и Новой Зеландии, основываясь на данных 13400 пар сестер, рожденных в Швеции, пришли к выводу, что старшая сестра в семье намного чаще имеет лишний вес, чем младшая. Анализ показал, что риск иметь лишний вес у старших больше на 29%, ожирение — на 40%. Результаты опубликованы в Journal of Epidemiology & Community Health.

Исследователи использовали данные, полученные при первом визите женщин к акушеру-гинекологу в период беременности, при сроке в 10-12 недель — их рост, вес и индекс массы тела. Все женщины были старше 18 лет. По этим данным ученые и сделали вывод о значимой разнице между старшими и младшими сестрами. Причем отмечена и небольшая разница в росте, в среднем — 1,2 мм.

При этом ученые отмечают, что по данным базы о рождении детей в Швеции первенцы при рождении имеют несколько меньший рост и вес, чем вторые дети. То есть эта разница между сестрами не существует изначально.

Ранее в другом шведском исследовании та же закономерность была обнаружена и относительно мужчин: первые сыновья в семье также чаще имели лишний вес, чем вторые.

Причины этого явлений ученые не объясняют. Выдвигается лишь гипотеза о том, что возможно первые дети страдают от недостатка питания во внутриутробном периоде, что приводит к проблемам со здоровьем в будущем, в том числе к лишнему весу и ожирению.