Астрономы обнаружили самую старую из известных в Млечном Пути звездных систем, подобную нашей Солнечной системе — состоящую из звезды и вращающихся вокруг нее планет. Возраст ее в два с лишним раза превосходит возраст нашей. Планеты, как предполагают ученые, являют собой скалистые и очень жаркие миры. Дальнейшее изучение древней системы может дать сведения об истории формирования планет в нашей галактике. Об открытии сообщает Science.

По словам Билла Чаплина (Bill Chaplin), астрофизика из университета Бермингема (Великобритания), Kepler-444 представляет собой звезду, подобную Солнцу, которая находится на расстоянии около 117 световых лет от Земли.

Чаплин и его коллеги проанализировали данные, собранные за несколько лет телескопом Kepler, принадлежащего НАСА. Его миссия заключается в поиске небольших звездных систем и планет, похожих на Землю. На снимках видно, как пять небольших планет проходят перед звездой, образуя на ее фоне небольшие тени. Астрономы также измерили скорость их вращения. Все планеты находятся в радиусе 12 млн км от звезды и совершают полный оборот вокруг за промежуток времени до 10 дней. Для сравнения ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы Меркурий находится от него на расстоянии в 46 млн км.

По словам Чаплина, это очень близко к звезде, и на планетах слишком жарко, чтобы там могла существовать жизнь. Действительно, температура на всех пяти планетах очень высокая, так что вся атмосфера и океаны на них, если и были, то давно испарились, оставив после себя ничего кроме выжженной каменистой поверхности. Ближайшая к звезде планета имеет размер, схожий с Меркурием. За ней следует планета чуть меньше, чем Земля или Венера. Остальные три размером с Марс, говорит Чаплин. По словам экспертов, открытие звездных систем, подобной нашей, на таком отдалении являет собой большое событие.

Руководитель проекта комментирует, что телескоп и ранее находил системы планет, вращающихся вокруг звезд. Необычность же новой находки состоит в возрасте звезды, который составляет 11,2 млрд лет. Для сравнения: Вселенная возникла предположительно 13,8 млрд лет назад, а возраст Солнечной системы составляет 4,6 млрд лет.

Для измерения возраста Kepler-444 ученые проанализировали тонкие изменения в яркости звезды в снимках, которые производились с частотой один кадр в минуту в течение целого года. Эти данные позволяют говорить о скорости звука внутри звезды, на основе которой в свою очередь высчитывается соотношение в ней водорода и гелия. Этот показатель является ключевым для определения возраста звезд. Астрономы считают, что, как и в случае Солнечной системы, пять планет образовались через недолгое время после возникновения самой звезды. К тому времени, когда образовалась Земля, эти планеты были уже старше, чем наша планета сейчас.

Возраст звездной системы Kepler-444 говорит о том, планеты, подобные Земле, могли сформироваться в истории Вселенной довольно рано. Спектроскопия показала, что на звезде Kepler-444 и на планетах вокруг нее мало железа. Исследователи считают, что в целом они состоят из элементов легче железа: углерода, азота, кремния и серы.

Дальнейшее изучение самой старой из известных на сегодняшний день звездных систем позволят ученым составить более точное представление о том, когда и как возникали в галактике планеты.

На портале Научная Россия вы также можете прочитать о проекте японских астрономов по поиску экзопланет и новом телескопе, ищущем планеты класса «суперземля».