Натрий – важный элемент для звёздного долголетия

Чем больше натрия содержится в звёздах типа Солнца, тем медленнее они теряют массу, выяснили астрономы ESO

Сверхбольшой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT ESO) вновь помог совершить открытие, которое может поколебать теоретические основы современной астрономии. На сей раз дело касается продолжительности жизни звёзд и процесса их угасания: большинство исследованных небесных тел, сходных по своей массе и возрасту с нашим Солнцем, ещё не достигли предсказанной компьютерными моделями стадии потери вещества. Причиной тому один из самых распространённых на Земле химических элементов – натрий.

Много лет считалось, что ответ на вопрос о том, как эволюционируют звёзды и как они умирают, достаточно ясен. Согласно предсказаниям моделей, звёзды с массами, подобными массе Солнца, к концу своей жизни проходят через стадию, называемую «асимптотической ветвью гигантов» или AGB, в течение которой в их недрах происходит последняя вспышка ядерного горения и большая часть их массы выбрасывается наружу в форме газа и пыли. Этот материал впоследствии идёт на формирование следующего поколения звёзд, а также планет и даже химических ингредиентов, обеспечивающих зарождение органической жизни.

Но когда австралийский специалист по теории звёздной эволюции Саймон Кэмпбелл (Simon Campbell) из университетского астрофизического центра в Мельбурне стал «прочёсывать» старые публикации, он обнаружил невероятные предположения о том, что некоторые звёзды могут каким-то образом отклоняться от правил и вообще не проходить фазу AGB. Вот как он рассказывает об этом:

«Для учёного, который занимается построением моделей звёзд, такое предположение граничило с безумием! Согласно нашим моделям, все звёзды проходят фазу AGB! Я ещё раз перепроверил эти старые работы, но в конце концов всё же убедился, что этот вопрос не был изучен до конца. И я решил исследовать его самостоятельно, невзирая на свой скромный опыт наблюдателя».

Кэмпбелл и его группа использовали телескоп VLT, чтобы тщательно проанализировать излучение в шаровом скоплении NGC 6752 в южном созвездии Павлина. Этот огромный шар состоит из древних звёзд самого первого и следующего за ним поколения, которые можно различить по количеству содержащегося в них натрия.

Результаты наблюдений принесли сюрприз. Все исследованные светила на стадии AGB принадлежали к первому поколению звезд с низким содержанием натрия, а из звёзд второго поколения, у которых содержание натрия выше, целых 70% не проходили стадию последнего всплеска ядерного горения и фазу потери массы.

«Похоже, чтобы в старости достичь фазы AGB, звёздам нужна «диета» с низким содержанием натрия. Это наблюдение важно по нескольким причинам. Исследованные звёзды относятся к самым ярким в шаровых скоплениях – и значит, теперь количество таких звёзд оказывается на 70% меньше, чем предсказывает теория. Кроме того, получается, что наши компьютерные модели звёзд неполны и должны быть скорректированы!» – заключает Кэмпбелл.

Исследователи считают, что похожие результаты будут получены и для других звёздных скоплений. Планируются дальнейшие наблюдения.

европейская южная обсерватория звёзды космология телескоп