Европейское космическое агентство совместно с университетом Ноттингема разрабатывают систему наблюдения за стабильностью больших наземных структур. Об этом сообщается на сайте ESA.

Большие постройки, например, мосты, могут сильно страдать из-за плохих погодных условий и повышенного движения. Определение того, сдвинулся ли и насколько мост под воздействием внешних условий, может сыграть важнейшую роль для обеспечения безопасности самой постройки, и, следовательно, жизней множества людей. ЕКА использует систему спутниковой навигации GeoSHM в сочетании с информацией о поверхности земли, которую уже много лет поставляют спутники.

Таким образом ученые получили возможность изучить состояние одного из крупнейших британских мостов — Форт-Роуд-бридж в Шотландии. Этот подвесной мост через залив Ферт-оф-Форт соединяет столицу Шотландии Эдинбург с округом Файв. Длина моста 2512 метров, ширина — 33 метра, а наибольший пролет над водой имеет длину 1066 метров. Мост был открыт в 1964 году и заменил существовавшее много веков между Эдинбургом и Файфом паромное сообщение. Во время строительства моста предполагалось, что по нему будут проезжать около 30 тысяч машин в день, однако за прошедшие полвека ситуация изменилась. Теперь ежедневно по Форт-Роуд-бридж проезжают около 40 тысяч машин, а по выходным — более 60 тысяч. В результате в некоторых местах мост оказался деформирован. Кроме того, в Шотландии часто бывают сильные ветры, и в таких ситуациях мост закрывают или же разрешают движение только по одной полосе в одну сторону. Закрытие моста приводит к огромным экономическим потерям, которые иногда доходят до 650 тысяч фунтов в день.

Вопрос о безопасности моста, безусловно, крайне важен. После исследований, проведенных с помощью системы GeoSHM выяснился ряд существенных вещей. Во-первых, оказалось, что основные опоры моста за прошедшие десятилетия не сдвинулись, и почва вокруг них сохранила свое прежнее состояние — это говорит о том, что мост в целом безопасен. При этом система GeoSHM дает возможность получать сведения о раскачивании моста в реальном времени. А это значит, что службы поддержки моста в каждой конкретной ситуации будут знать, как сильно перемещаются подвесные части моста. По словам одного из сотрудников «для нас невероятно важна эта информация, она показывает движение моста в плохую погоду. Она поможет нам решить, когда следует закрывать мост».

При этом ЕКА отмечает, что далеко не все мосты так же прочны, как шотландский мост. Так, спутниковые наблюдения позволили выявить критические деформации, произошедшие с несколькими китайскими мостами. Надо надеяться, что китайское правительство сделает выводы из этой информации.