55 лет со дня запуска первого ИСЗ

4 октября 1957 года советскими специалистами был запущен первый рукотворный космический аппарат

4 октября 1957 года с космодрома Байконур (тогда «5-й научно-исследовательский полигон Министерства обороны СССР Тюратам») ракетой-носителем Р-7 был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Юбилейные торжества по этому случаю проходят сегодня во многих научных учреждениях России и постсоветского пространства.

У первого космического аппарата, созданного людьми, была чисто научная миссия: исследование возможностей работы аппаратуры в безвоздушном пространстве, прохождения радиоволн, определение плотности верхних слоёв атмосферы. Помимо этого, запуск спутника имел большое политическое значение. И хотя он создавался в условиях «холодной войны», знаменитый радиосигнал «бип-бип», полученный с орбиты, заставил на время забыть о царивших в мире противоречиях.

«В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я (…) глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества. Я знал, что хотя русские и прекрасны в своих начинаниях, мы скоро последуем за ними и займём надлежащее место в небе. (…) Тот огонёк в небе сделал человечество бессмертным. Земля всё равно не могла бы оставаться нашим пристанищем вечно, потому что однажды её может ожидать смерть от холода или перегрева. Человечеству было предписано стать бессмертным, и тот огонёк в небе надо мной был первым бликом бессмертия», – так описал свои впечатления знаменитый американский писатель-фантаст Рэй Дуглас Брэдбери, предвосхитивший начало космической эры.

«Спутник-1» совершил 1440 витков вокруг Земли и сошёл с орбиты более трёх месяцев спустя, 4 января 1958 года, сгорев в плотных слоях атмосферы.

3 октября текущего года состоялось торжественное собрание в городе Байконур, на котором перед работниками и ветеранами космической отрасли выступил руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, поздравив их со знаменательной датой от своего лица и от лица президента России Владимира Путина.

4 и 13 октября в Институте космических исследований РАН объявлены Днями космической науки. А на МКС юбилей отметят запуском пяти микроспутников с борта японского модуля «Кибо».

Подготовлено на основе сообщений СМИ и материалов открытых источников