Пауки обязаны своими охотничьими успехами вовсе не паутине

Учёные выяснили: самое грозное оружие пауков не паутина, а подушечки на лапках

Самое грозное оружие пауков долгое время оставалось скрытым от человеческих глаз. Лишь теперь немецкие и швейцарские учёные установили, что одним из важнейших охотничьих адаптаций, приобретённых восьминогими хищниками в ходе эволюции, являются подушечки из волосков (скопулы) на концах лапок. И если из паутины насекомое ещё может попробовать вырваться, то попасть к пауку в лапы – верная смерть.

«Больше половины всех описанных видов пауков отказались от паутин. Они хватают добычу напрямую и вынуждены уметь удерживать и контролировать сопротивляющуюся жертву без вреда для себя», – говорит один из авторов исследования Йонас Вольф (Jonas Wolff) из Университета имени Христиана Альбрехта в Киле (Германия).

Чтобы выяснить, как пауки ловят добычу, биологи изучили волоски скопул. Эти специализированные структуры ветвятся и обеспечивают сцепление с гладкими поверхностями. До недавнего времени специалисты были уверены, что только для этого они и нужны. Более ранняя гипотеза о том, что скопулы используются для удержания добычи, не пользовалась популярностью.

«По нашим данным, отказ от паутины происходил у пауков независимо несколько раз, и, что интересно, он часто сопровождался развитием схожих цепких подушечек на лапках. Специализированные подушечки, позволяющие пауку ползать по отвесным гладким поверхностям, таким как стекло, – это приспособление, развившееся из аппарата для ловли добычи», – утверждает Вольф.

Источник: www.uni-kiel.de