В России открыли обезболивающее из яда паука

Анальгетик действует мощно и при этом не вызывает привыкания

Российским исследователям удалось выделить из яда паука-волка обезболивающее вещество мощнее морфина и не вызывающее привыкания. Об открытии пишет портал «Наука и технологии России».

Средство обнаружили в лаборатории нейрорецепторов и нейрорегуляторов Института биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН. Из яда паука-волка вида Geolycosa  учёные под руководством Евгения Гришина выделили эффективно снимающий боль и не вызывающий привыкания пептид.

Для поиска анальгетических молекул исследователи выбрали рецепторы, которые играют ключевую роль в процессе генерации боли. Затем они получили гены, кодирующие один из рецепторов, и создали на его основе тест-систему. Для этого была использована икра африканских шпорцевых лягушек. В лягушачьи икринки вводили РНК, кодирующую нужный рецептор. Учёные добивались того, чтобы икринка производила и встраивала в свою мембрану только необходимые для исследования рецепторы, и при этом в большом количестве.

Значительная часть рецепторов связана с пропусканием ионов через клеточную мембрану посредством ионных каналов. Проследить работу рецептора можно, измеряя ток, который создаётся течением ионов через канал. Для этого к икринке подводили электроды, капали на неё яд и смотрели, как он воздействует на рецептор. Обнаружив нужный яд, учёные разделили его на молекулы, установили их структуру, после чего воссоздали искусственным путём. Затем отдельные синтезированные молекулы опробовали на тест-системе, выбрав то вещество, которое действует на рецептор нужным образом.

Для дальнейших исследований его производила микробная фабрика из генно-модифицированных кишечных палочек. Как сказал Евгений Гришин в интервью порталу «Наука и технологии России», «с пауков много яда не получишь – всего несколько микрограммов с одной особи – и разводить их специально для опытов сложнее, чем получить нужное вещество с помощью бактерий».

В настоящий момент найденная сотрудниками лаборатории молекула анальгетика проходит доклинические испытания в Пущинском филиале ИБХ. Исследование займёт полтора года. На оплату этой работы учёные получили отдельный грант Минобрнауки России. В дальнейших планах лаборатории – найти вещества, воздействующие на другие выявленные рецепторы, участвующие в передаче болевого сигнала, чтобы можно было надёжно подавлять болевые ощущения. Параллельно исследователи работают с коллегами из Тихоокеанского института биоорганической химии, анализируя яд актиний, губок, асцидий и других морских животных.

институт биоорганической химии обезболивающее паукообразные