0 комментариев 1125

"Спектр-РГ" разглядывает Вселенную

Вчера с помощью российского телескопа ART-XC, установленного на космической обсерватории "Спектр-РГ", было получено первое изображение Центавра Х-3, яркого источника рентгеновского излучения

Космическая обсерватория "Спектр-РГ", за запуском которой читатели "Научной России" могли наблюдать в прямом эфире, начала свою работу.
Президент Российской академии наук Александр Сергеев сообщил СМИ: "Вчера с помощью российского телескопа ART-XC, установленного на космической обсерватории "Спектр-РГ", было получено первое изображение Центавра Х-3 - яркого источника рентгеновского излучения".

Наблюдение за пульсаром Центавр Х-3 показало, что "приборы телескопа работают штатно, все семь модулей показывают схожую картинку," - об этом сообщил заместитель директора Института космических исследований Александр Лутовинов.

Он подчеркнул, что наблюдения за пульсаром проводились с помощью именно российского телескопа ART-XC - совместной разработки ИКИ РАН и Российского федерального ядерного центра в Сарове.

Центавр Х-3 был первым рентгеновским пульсаром - источником рентгеновского излучения, сигнал от которого пульсирует с периодом 4,8 секунды, открытым учеными еще в начале 1970-х годов. В информации со "Спектра-РГ" этот сигнал прекрасно виден. Для проведения кросс-калибровок параллельно с наблюдениями "Спектра-РГ" за пульсаром по просьбе российских ученых наблюдали американские и европейские обсерватории.

Научный космический аппарат "Спектр-Рентген-Гамма" ("Спектр-РГ") - рентгеновская обсерватория. Цель его запуска - создание карты Вселенной в рентгеновском диапазоне, на которой будут отмечены все крупные скопления галактик. Обсерватория "Спектр-РГ" это два уникальных телескопа: ART-XC (Россия) и eROSITA (Германия), работающих по принципу рентгеновской оптики косого падения. Телескопы установлены на космической платформе "Навигатор" (Россия), адаптированной под задачи проекта. Наблюдения с помощью немецкого eROSITA планируется начать в конце августа.

Фото [ИКИ РАННАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С.А. ЛАВОЧКИНА]