Новый всеобъемлющий учебник по вирусологии издан в СПбГУ

В нём вирусы рассматриваются не только как болезнетворные агенты, но и как глобальный компонент биологического разнообразия

Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета выпустил учебник по вирусологии, написанный сотрудниками университетской кафедры микробиологии А. В. Пиневичем, А. К. Сироткиным, О. В. Гавриловой и А. А. Потехиным. Новую книгу отличает широкий охват темы: в ней вирусы предстают не только как болезнетворные агенты, но и как глобальный компонент биологического разнообразия, играющий огромную роль в биоценозах и занимающий ключевое место в органической эволюции.

Как отмечается в сообщении пресс-службы вуза, других столь же всеобъемлющих пособий по биологии вирусов – отечественных или переводных – пока нет. Учебник послужит проводником по миру этих примитивных жизненных форм, а также справочником по общей и частной вирусологии.

«Вирусология сейчас находится на переходном этапе, когда с её традиционными объектами (вирусами животных, растений и бактериофагами) начали тематически конкурировать вирусы, не актуальные для медицины и сельского хозяйства. Пересматривается само значение вирусов в органическом мире. Сейчас актуален экологический подход, согласно которому вирусы – регуляторы численности природных популяций. Они играют важную роль в эволюции своих хозяев. И болезнетворными они являются далеко не всегда: иногда от вирусов бывает польза. Например, некоторые из них играют роль в борьбе с раком», – говорит заведующий кафедрой микробиологии СПбГУ, доктор биологических наук, профессор Александр Пиневич.

В основу пособия положен материал общего курса «Вирусология», который читается в Петербургском университете уже три десятка лет. Учебник содержит два раздела. В разделе общей вирусологии рассматриваются: история открытия и изучения вирусов; концептуальное объяснение природы вирусов; морфология и состав вирусных частиц; онтогенез вирусов; типы вирусных инфекций и естественная защита от них; систематика вирусов; экологическое значение, происхождение и эволюция вирусов. Раздел частной вирусологии даёт представление о разнообразии вирусов; наряду с традиционными объектами вирусологии (бактериофагами, вирусами высших растений и животных), в нём впервые в учебной литературе рассматриваются вирусы архей, протистов, грибов и водорослей.

Источник: www.spbu.ru