Как спасти креветок

Способность креветок к смене пола задает особые условия их промыслу.

Бенджамин Бьюфорд Блу по прозвищу Бабба, друг знаменитого Фореста Гампа, считал, что знает о креветках все.: «Надо волочить сети по дну. Если все идет хорошо, то два человека за один выход могут выловить больше 100 фунтов креветок».
Креветки семейства Pandalididae – излюбленная добыча рыбаков и одна из главных составляющих всеми любимого «креветочного коктейля». Этих мелких морских ракообразных вылавливают во все возрастающем объеме, и при этом мало заботятся о том, что следующий сезон лова может оказаться куда как менее удачным.
Пандалиды – гермафродитные животные. Они в буквальном смысле слова рождаются самцами. В начале жизненного цикла у них развиваются лишь сперматогенные ткани. Такое более раннее развитие мужской репродуктивной системы называют протандрией. Самкой – то есть продуцентом яйцеклеток, самец может стать, лишь слегка повзрослев, когда его тело вырастет до определенного размера. В сезон нереста, наступающий осенью, молодые пандалиды-самцы выбрасывают в воду огромное количество сперматозоидов для наружного оплодотворения икры, одновременно выметываемой более взрослыми и более крупными самками.
Каждая отдельная особь креветки может жить до 5 лет. Перед очередным сезоном размножения часть креветок под воздействием гормонов меняет пол – с мужского на женский, но не наоборот. То есть, самцы превращаются в самок. Но не все самцы, достигшие такой способности, меняют пол. Что самое удивительное, этот механизм обеспечивает пандалидам правильное соотношение полов в популяции – и кавалерам, и дамам должно хватать друг друга на всех. Если в данный сезон размножения самцов по какой либо причине может оказаться меньше, чем самок, то значительная доля готовых к смене пола особей так самцами и останется – чтобы сохранить численное равновесие. И наоборот, если слишком мало самок, то превращению подвергнется большее число самцов.
Но в каждом механизме есть слабые стороны. Возможность для самцов выбирать себе пол к предстоящему сезону нереста существует только ранним летом – за несколько месяцев до осени, когда наступает сезон любви. С его наступлением смена пола становится невозможной.
Креветки приступают к размножению, и как раз на этот период приходится их основной лов. При лове используются сети, забирающие только крупных особей – и это будут, естественно, одни лишь половозрелые самки. В специальном исследовании, опубликованном в Journal of Animal Ecology, доказано, что оставшиеся после лова креветки – это в основном самцы, причем уже потерявшие к этому моменту возможность сменить пол.
Возникающий в результате лова «перекос» в соотношении численности самцов и самок каждую осень все сильнее снижает репродуктивную способность вида. Что еще хуже, не задерживаемые сетями мелкие самки менее продуктивны, чем вылавливаемые крупные, а это значит, что происходит искусственный отбор на меньшую продуктивность самок, что в перспективе еще сильнее ухудшает возобновление в популяции.
Авторы цитированного исследования предлагают очень простой выход. Если сместить основной сезон лова с осени на весну, пока не начался период смены пола, то даже значительно пострадавшие от осеннего лова популяции будут иметь достаточно времени, чтобы восстановить численность самок.
Такой подход позволил бы сделать креветочный промысел более устойчивым, и спас бы меню всех морских ресторанов.

животные-гермафродиты креветки семейства pandalididae смена пола в природе экологически чистый промысел