Созданы искусственные антитела, разрушающие клетки с ВИЧ

Два научных коллектива независимо друг от друга разработали метод борьбы с ВИЧ с использованием искусственно созданных антител.

Сразу два новых исследования — под руководством иммунолога Стивена Дикса (Steven Deeks) из Калифорнийского университета (США) и Питера Доэрти (Peter Doherty) из Института по изучению инфекций и иммунитета в Мельбурне (Австралия) — апробируют новую стратегию лечения ВИЧ на основе искусственно выведенных антител. Этот метод обещает «разбудить» иммунитет человека и направить его собственные силы на борьбу с заболеванием. Вместе с тем, он несет и свои риски. Об исследованиях рассказывает Science.

Ряд предыдущих исследований показал, что лекарственное воздействие на клетки, инфицированные ВИЧ, может спровоцировать их на производство большего количества новых вирусов, подрывающих работу иммунитета человека. Но механизмы, описанные в этих работах, позволили создать так называемые биспецифичные антитела, которые обещают сделать вирус «видимым» иммунитету, а затем начать работу по его уничтожению.

Оба научных коллектива использовали в своей работе искусственно выведенные антитела, аналогичные Y-клеткам человеческого иммунитета. Обычно оба «рукава» клетки обхватывают один и тот же патогенный объект. Обе группы исследователей спроектировали искусственные антитела таким образом, чтобы они вместо этого с одной стороны схватывали вирус ВИЧ, а с другой — специфический рецептор CD3, находящийся на поверхности белых кровяных клеток.

Этот подход обусловлен сразу двумя причинами. Во-первых, ВИЧ внедряет свою ДНК в белые кровяные клетки или Т-лимфоциты, которые имеют рецепторы CD3. С другой стороны, второй тип лимфоцитов, производимых CD3-рецепторами, — так называемые Т-киллеры — разрушают ВИЧ-инфицированные клетки.

Метод работает следующим образом. Сперва биспецифичные антитела связываются с CD3-рецепторами инфицированных клеток. Это заставляет клетки делиться. Процесс «активации» пробуждает спящий вирус. Белки новых вирусов мигрируют к поверхности клеток. На этом этапе биспецифичные антитела захватывают вторым «рукавом» Т-киллеры, которые, оказавшись в непосредственной близости от инфицированной клетки, начинают буквально ее разъедать.

Так это звучит в теории. Пока же ни одна из команд не смогла экспериментально подтвердить, что биспецифичные антитела могут сократить количество вирусных единиц в организме подопытных обезьян. Работа в этом направлении ведется и продлится, как минимум еще один год, прежде чем команды начнут тестировать новый метод на ВИЧ-инфицированных людях.

Вирусолог Дэвид Марголис (David Margolis) из университета Северной Каролины (США) высказал мнение, что, в конечном счете, может потребоваться объединение биспецифичных антител с другими средствами борьбы с ВИЧ, такими как иммуностимуляторы или вакцины.

Доктор Дикс в свою очередь высказал опасение, что метод может вызвать чрезмерную активизацию Т-киллеров, которая приведет к сильному воспалительному процессу в организме или даже смерти. Действительно, в ходе эксперимента на трех людях с ВИЧ с использованием антител, связывающихся с CD3-рецепторами, проявились серьезные побочные эффекты, вплоть до отказа почек. «Выход в том, чтобы найти баланс между активацией CD3 и токсичностью», — отметил Джон Маскола (John Mascola), руководитель Центра по изучению вакцин при Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний (США).

Ранее портал Научная Россия писал о теориях возникновения ВИЧ, а также о последних экспериментах по разработке вакцины, предотвращающей заражение.

биспецифичные антитела вич искусственные антитела т-киллеры т-лимфоциты