Создана компьютерная модель роста тромбов в артериях

Модель, разработанная российскими учеными, позволяет исследовать динамику роста тромба и ее зависимость от различных факторов.

Ученые из Московского физико-технического института, совместно с коллегами из Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии, МГУ, Института проблем машиноведения в Петербурге и Свободного университета в Берлине (Германия), создали компьютерную математическую модель, позволяющую следить за динамикой образования тромба в артерии и выявлять зависимость ее от различных факторов. Статья опубликована в журнале PLoS One.

Ученые представили слипание тромбоцитов друг с другом в момент образования тромба как взаимодействие фигурок из «Тетриса»: они либо падают на пустую поверхность, либо приклеиваются к уже имеющемуся выступу из других тромбоцитов, только в отличие от игры, заполненный слой не исчезает. Были составлены уравнения, описывающие этот процесс, которые позволили воспроизвести волновой процесс роста тромбоцитарных агрегатов в кровеносном сосуде.

С помощью такого математического аппарата ученые построили сначала одномерную, а потом и двумерную модель динамики образования тромба и исследовали ее при разных условиях. Модель может использоваться для решения целого ряда практических задач. В будущем ученые планируют построить трехмерную модель, учитывающую полноценную механику взаимодействия и реальную биохимию клеток. Также в планах — моделирование внутриклеточной сигнализации, кальциевых осцилляций и коллапса митохондрий в тромбоцитах.

артерии компьютерная модель тромбы