Учёные исследовали вспышку на обратной стороне Солнца

Российские специалисты анализируют явления скрытой от наблюдателей стороне Солнца

Магнитные бури, вспышки на Солнце и прочие явления космической погоды уже прочно закрепились в повседневной жизни людей. Между тем в этой научной области ещё остается огромное количество загадок и нерешенных задач. Так, около 1–2 % мощных рентгеновских вспышек, приходящих на Землю, до недавнего времени даже не удавалось отождествить с явлениями на Солнце. Теперь становится понятно, что многие из них вызваны событиями на скрытой, обратной стороне Солнца, недоступной для земного наблюдателя.

Как передаёт портал «Наука и технологии России», в «Астрономическом журнале» опубликована  совместная научная статья сотрудников ИЗМИ РАН, ИСЗФ СО РАН, ИКИ РАН и Университета штата Аризона, посвящённая таким исследованиям. В ней раскрываются тонкости подхода, позволяющего сопоставить информацию марсианского и земного наблюдателя.

За время систематических наблюдений периодичность солнечного цикла меняется от 8 до 14 лет, а последний его максимум пришёлся на осень 2002 года. Те октябрьские и ноябрьские события, конечно, уступают по интенсивности знаменитой Каррингтоновской буре 1859 года, погрузившей во тьму канадский Квебек, но всё равно остаются бесценными объектами для научных исследований.

«Давность события в принципе не играет роли, – рассказал главный автор работы аспирант ИЗМИ РАН Вадим Выборнов. – Вспышки что сейчас, что десять или сто лет назад принципиально не меняют своего поведения. А наша вспышка от 27 октября 2002 года в этот день ещё не была видна с земного направления и поэтому оставалась практически недоступной для изучения. Кроме того, она ещё одна из самых мощных в 23-м цикле активности Солнца. Экстремально мощная. Такие вспышки за цикл редкое и интересное явление».

Данные для изучения вспышки брались из нескольких источников. Главными среди них были аппараты Mars Odyssey, который во время наблюдений находился на околомарсианской орбите и зарегистрировал жёсткое рентгеновское излучение вспышки, и RHESSI (Ramaty High Energy Solar Spectroscopic Imager, солнечный спектрограф высоких энергий), собиравший информацию о вспышке в земном направлении. Сопоставление этих данных давало возможность для анализа природы вспышки – условий возникновения частиц, особенностях их распространения во внутренних слоях короны и многих других аспектах этого явления.

«С земного направления мы видим около лимба некоторые эффекты, коррелирующие по времени со вспышкой. А данные по вспышке мы получаем с прибора HEND, разработанного в российском Институте космических исследований РАН в группе под руководством Игоря Митрофанова и установленного на борту Mars Odyssey. Далее данные с HEND мы анализируем с помощью нашего небольшого пакета программ, который позволяет, например, строить спектр рентгеновского излучения вспышки. От него можно перейти к спектру ускоренных электронов и по нему уже сделать выводы по условиям ускорения электронов. Это важно для понимания причин, приводящих к таким явлениям, как вспышки», – поясняет Выборнов.

В результате оказалось, что область максимального излучения во время вспышки находилась на высоте около 30 тысяч километров над солнечной поверхностью, а сама вспышка на обратной стороне Солнца формирует рентгеновские источники нового типа. Излучают в радио- и рентгеновском диапазоне до 50 КэВ ускоренные электроны, которые приходят к точке лимба от места вспышки. Кроме того, в рамках исследования учёные провели оценку ускоренных частиц, доходящих до земного наблюдателя.

«Эти результаты помогут в изучении распространения электронов, ускоренных в мощных вспышках нижней короны Солнца, а также анализе физических условий в этой области солнечной атмосферы. Этим сейчас мы и занимаемся – переходим к интерпретации наблюдений», – рассказывает Выборнов. Впрочем, ещё никто не отменял прикладной задачи максимум в изучении солнечных явлений – научиться по наблюдениям Солнца предсказывать его поведение и возможность катастроф. Развитие представлений о природе солнечных явлений может только помочь этой цели.

Источник: www.strf.ru