По некоторым оценкам, в мире обитаетоколо 8,7 миллионов видов живых организмов. Из них большая часть выявленных – обитатели суши, а жители океана нам известны не более, чем на 10%. Об этом сообщал портал Газета.ру. Но несмотря на то, что учёные продолжают выявлять новые виды, количество уже давно известных постепенно уменьшается, в первую очередь в результате человеческой деятельности.

Генеральная Ассамблея ООН постановила отмечать День биологического разнообразия ещё в 2000 году, но с каждым годом повестка становится лишь актуальнее. Дата 22 мая была выбрана потому, что именно в этот день был принят текст Конвенции. В ней сказано: «Биологическое разнообразие означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».

Наиболее хрупкая и важная часть биомира – редкие виды животных и растений, и виды, которые находятся под угрозой исчезновения. Как сообщает сайт Всемирного фонда дикой природы, исчезновение даже одного вида может нарушить целостность или устойчивость всей экосистемы, а может привести и к её разрушению.

Но если бы мы не могли повлиять на изменения, то, вероятно, День биологического разнообразия уже не стоял бы в повестке ООН. Тема этого, 2021 года – Мы часть решения. Проблемы биоразнообразия – проблемы не локального уровня, а всего человечества. Человек путём чрезмерного использования природных ресурсов, загрязнения воды губит не только места обитания различных видов, что приводит к их исчезновению, но и ухудшает своё качество жизни. Так, например, естественный фильтр воды озера Байкал – эндемичный рачок эпишура. Его исчезновение может негативно повлиять на качество воды, а вода, как известно – залог здоровья. ООН заявляет: «Для защиты и сохранения генетических ресурсов, видов и экосистем требуются срочные и решительные действия, для того чтобы обеспечить устойчивое использование биологических ресурсов». Одно из таких действий – экологическое просвещение, что позволит большему количеству населения планеты задуматься о бережном использовании ресурсов природы, а также о роли своей деятельности в масштабах планеты. Ко всему прочему, важна и поддержка научной деятельности, в том числе таких направлений, как изучение влияния деятельности человека на изменения в биоразнообразии, проведение мониторинга биологического разнообразия и других.

В поддержку важности сохранения биоразнообразия доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии и экологии Вологодского государственного университета Н.Л. Болотова в своей статье приводит цитату британского писателя Джеральда Даррелла:

«Животные и растения – своеобразный барометр. Если внезапно оказывается, что животные и растения исчезают, то это предупреждение: с экосистемой что-то не так. Поэтому охрана животных и растений, по своей сути – охрана нас самих… Надо защищать их, ведь если уйдут они, уйдём и мы».

Подготовлено на основе информации из открытых источников.

Источник фото на странице материала: biodiversity-day