Зафиксирован партеногенез в естественных условиях

Ранее «девственное разможение» было известно только по особям, находящимся в неволе

В большинстве случаев размножение позвоночных происходит с оплодотворением яйцеклетки, однако иногда партеногенез – «девственное размножение» – проявляется у животных, для которых он не характерен. Теперь факультативный партеногенез впервые зафиксирован в естественных условиях – у двух видов гадюк, пишет Nature со ссылкой на журнал Biology Letters.

Размножение без участия самца обнаружили исследователи Университета Талсы в Оклахоме (США) у двух гадюковых – медноголового щитомордника (Agkistrodon contortrix) и водяного щитомордника (Agkistrodon piscivorus).

Беременные особи были обнаружены в природе и родили потомство в лаборатории. У рождённых в результате партеногенеза особей обычно немало нарушений развития, они часто рождаются мёртвыми или очень больными. Подобное потомство получилось и от найденных змей.

Исследователь Уоррен Бут (Warren Booth) провёл анализ генетических маркеров матерей и потомства, чтобы понять, имел ли место факультативный партеногенез.

«Получив результаты с секвенатора ДНК, я буквально опьянел от счастья», – сказал Бут. Шанс участия мужской особи в создании потомства оказался, по словам учёного, «бесконечно мал».

Эта находка – первое свидетельство факультативного партеногенеза в природе. Таким образом, мнение о том, что партеногенез возможен только при изоляции самок, можно считать опровергнутым. Тем не менее, непонятно, почему самки прибегают к такому способу размножения.

змеи размножение