Следующие 100 лет планеты Земля

Ученые убеждены: происходит глобальное вымирание биологических видов, сопоставимое с эпохой гибели динозавров.

Ученые убеждены: мы находимся в процессе глобального вымирания биологических видов, сопоставимого с тем, что происходило в эпоху гибели динозавров. Эксплуатация природных ресурсов и давление на экосистему ― вот определяющие тенденциями нынешнего и, как утверждают эксперты, последующего веков. Какие же ресурсы еще остаются в нашем распоряжении, насколько их хватит и каково их распределение по планете? Представляем прогнозы ученых.

Шимон Перес, президент Израиля о том, как при поддержки России Израиль сможет сделать из одного Нила три

Владимир Чупров, руководитель арктической программы Гринпис России: спутниковые исследования подтвердили: льды Арктики тают

Биологи все чаще говорят о происходящем сегодня массовом вымирании видов. В истории Земли это происходит уже в шестой раз. Так во время великого пермско-триасового вымирания погибло 96% всех биологических видов флоры и фауны планеты, а в меловое третичное вымирание исчезли динозавры. Увы, ситуация повторяется. Неизбежно наступает глобальное потепление планеты и истощение природных ресурсов. Многие современные виды из-за активного вмешательства человека лишаются своей естественной среды обитания, становятся жертвами охотников и отравляются всевозможными загрязнителями. Каких изменений нам ждать в связи с этим?

Прежде всего, изменение климата, загрязнение окружающей среды и рост населения значительно увеличат нагрузку на запасы пресной воды. В 2025 году начнется борьба за воду. В некоторых регионах Земли объем возобновляемых запасов воды упадет ниже уровня 500 кубометров на человека в год, что составляет минимальную подушевую норму воды в современном обществе. Борьба за пресную воду развернется в долинах таких рек как Нил, Дунай, Иордан, а также внутреннего озера Аральского моря. Однако специалисты уже придумали способ, как предотвратить будущие конфликты.

К 2050 году человечество начнет ежегодно тратить более 7 млрд. рублей на борьбу с последствиями изменения климата. В одних странах потепление климата продлит вегетационный период растений, в других из-за жары участятся опасные метеорологические явления, увеличатся популяции сельскохозяйственных вредителей. По прогнозам ученых климатические изменения благоприятно скажутся на развитии экономик России и Китая. Больше всех от этих изменений пострадают Индия и Мексика. Наиболее засушливыми районами к середине столетия станут Южная Европа и Западные США.

Также в последние десятилетия происходит ускоренное таяние ледников. В Европе, Северной и Южной Америке их толщина ежегодно уменьшается на полметра. Ученые внимательно следят за слишком быстрым таянием льдов в Арктике, по их прогнозам через 60 лет на 43% растают Гималаи, а 30 лет спустя практически исчезнут Альпы.

А вот мнения о количестве оставшихся нам полезных ископаемых различны. Все зависит от того, появятся ли новые методы их добычи и альтернативные источники. Если нет - запасов металла индия, который активно используется в создании плоскопанельных телевизоров, при современном уровне мирового производства хватит лишь на 16 лет, самородного серебра  ― на 17, а золота на 18 лет. К середине века  из-под земли будет извлечено 90% всех запасов нефти, а через 60 лет добыто 90% доступного угля.

Николай Бортников, академик РАН,  директор ИГЕМ РАН: приоритеты в добыче полезных ископаемых меняются Михаил Леонов, заведующий лабораторией тектоники консодилидированной коры геологического института РАН: будущее за добычей дисперсно рассеянных полезных ископаемых