«Ионы Скулачёва» способны защитить почки от пиелонефрита

В России создано средство для защиты почек от последствий тяжёлых бактериальных инфекций на основе митохондриальных антиоксидантов, открытых знаменитым биохимиком

Вещество-антиоксидант из класса «ионов Скулачёва» способно эффективно защитить почки от последствий тяжёлых бактериальных инфекций, в частности, инфекционного пиелонефрита; как сообщает агентство РИА Новости, это доказали коллеги знаменитого биохимика в ходе экспериментов, результаты которых опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Митохондриальные антиоксиданты («ионы Скулачёва», SkQ) созданы в НИИ физико-химической биологии имени Белозерского МГУ под руководством академика Владимира Скулачёва. Они способны накапливаться в митохондриях – «энергетических фабриках» клеток, которые сильнее всего страдают от активных соединений кислорода (свободных радикалов) в процессе старения организма.

Теперь группа сотрудников того же института под руководством Дмитрия Зорова в экспериментах на крысах показала, что один из типов данных ионов – SkQR1 – способен облегчать течение инфекционного пиелонефрита.

Как пояснил Зоров, бактерии, вызывающие пиелонефрит, активируют лейкоциты – белые клетки крови. Это нормальный иммунный ответ, но он может «перехлестнуть» и привести к поражению почек. В лейкоцитах возникает повышенное производство активных форм кислорода, и эти формы сами же начинают убивать клетки почечного эпителия. Вещество SkQR1 снижало оксидантный стресс и препятствовало развитию воспалительных процессов.

«Мы опосредованно влияем на иммунный ответ, не давая ему перехлестнуться. Грубо говоря, это средство против воспаления», – пояснил учёный.

Ранее та же исследовательская группа доказала эффективность SkQR1 при ишемии почек, а также при «синдроме сдавливания» или «краш-синдроме» – тяжёлом поражении почек, которое развивается при длительном придавливании конечностей (например, у людей под завалами). Кроме того, отметил Зоров, SkQR1 обладает высокой эффективностью при инсультах – оно снижает зону поражения мозга и улучшает восстановление функций.

Биохимики уже подали заявку в фонд «Сколково» на грант для проведения клинических испытаний нового средства.

«При наилучшем сценарии через три-пять лет это лекарство может появиться в аптеках», – сказал Зоров.

В начале осени 2012 года в продажу поступили лекарства для глаз на основе «ионов Скулачёва».

владимир скулачев нии физико-химической биологии мгу отечественные разработки почки фармакология