Материалы портала «Научная Россия»

«Систематизм как формула открытия»: актуальное искусство в архиве РАН

«Систематизм как формула открытия»: актуальное искусство в архиве РАН
23 сентября 2015 года в выставочном зале архива РАН встретились наука и искусство — открылась выставка «Систематизм как формула открытия» в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства.

На выставке «Систематизм как формула открытия» научное и творческое сошлись буквально вплотную: хранящиеся в архиве Академии наук рисунки и чертежи выдающихся ученых, — Вернадского, Циолковского, Комарова, Шухова, Кольцова, — помещенные непосредственно под картинами, образуют с картинами удивительные изобразительные «рифмы». Или «системы», ибо систематизм, — недавно возникший род современного искусства, относящийся к виду science art, — рассматривает весь мир, от живых организмов до сложнейших конструкций, как состоящий из систем.

В помещении, где проходит выставка, испытываешь удивительное ощущение покоя, какой-то «правильности», умиротворенности, порядка. Здесь нет случайных цветовых пятен, неровных линий, искаженных фигур — своей выверенностью, симметрией и пропорциональностью развешанные по стенам картины напоминают скорее технические чертежи, чем произведения актуального искусства. И в то же время от них трудно оторвать взгляд — очень уж гармоничны сочетания черного, серебряного и золотого, бесконечно рифмующиеся и повторяющие друг друга треугольники, круги и спирали. Это, как сказал на открытии выставки руководитель музейно-выставочного центра архива РАН Александр Генрихович Толстиков, «настоящая высокая эстетика, но не снобистская, а такая, которая идет к человеку, позволяет одновременно почувствовать себя умным и почувствовать себя уютно».

Это — систематизм, очень еще молодое направление современного искусства, разработанное в двухтысячных годах художниками Андреем Верещагиным и Дмитрием Гаевым-Орловым в русле так называемого science art («научного искусства», если переводить дословно). Философия, лежащая в основе систематизма, очень проста и изящна: весь мир, от живых организмов до сложнейших конструкций, состоит из систем. «Чтобы писать музыку, используется система нот, чтобы писать книги — алфавит, система букв, — пояснил Дмитрий Гаев-Орлов. — Даже каждый человек представляет собой систематизм во плоти, ведь у каждого из нас есть кровеносная, пищеварительная, нервная, опорно-двигательная и прочие системы».

Концепция систематизма во многом выросла из идей нобелевского лауреата Ильи Пригожина о самоорганизации в природе, с одной стороны, — и находок художников-конструктивистов, с другой. В некотором смысле Андрей Верещагин и Дмитрий Гаев-Орлов буквально «через столетие» приняли эстафету от русских авангардистов начала XX века. «В двадцатые годы прошлого века в России  художественная традиция авангарда была искусственно прервана, — отметила на открытии экспозиции куратор выставки, руководитель музейной группы архива Наталья Платоновна Рыбкина. — научная же традиция продолжала развиваться. Наука шла к освоению атомной энергии, космоса и микромира — а искусство вернулось к формам реализма и натурализма, которые были освоены еще в Ренессансе».

Сейчас же, по мнению организаторов выставки, пришло время восстановить связь времен, и вполне возможно, что сделать это удастся именно систематизму. «Искусство долгое время развивалось от простого к сложному, а потом — от сложного к уже осмысленному упрощению, — разъяснил Андрей Верещагин. — Люди хотят мыслить четко, ясно, хотят понимать основы мироздания. И систематизм наглядно показывает эти основы при помощи геометрии».

Неудивительно, что систематизм заинтересовал Российскую академию наук — ведь ученым в силу рода занятий близко само понятие системы и кто, как не они, способны увидеть систему во всем, что нас окружает? Быть может, систематизм станет первым мостиком, который объединит науку и искусство — тем более, что на открытии выставки немало было сказано об их давно уже начавшемся сближении. «Обычно ученые ходят в галереи, к художникам, чтобы познакомиться с их творчеством, — сказал заместитель президента РАН Владимир Викторович Иванов. — Сегодня же мы впервые видим художественную выставку на территории архива РАН. И это, как мне кажется, начало чего-то нового. Если мы вспомним прошлый век, он был веком технократии. Прошли годы, все стало меняться — и сейчас мы видим, что наш мир не такой уж технократичный, гуманитарные науки выходят на первый план. Сейчас мы воочию наблюдаем сближение  физики и лирики, техники и искусства. Наверное, в этом будущее человечества».

На выставке «Систематизм как формула открытия» научное и творческое сошлись буквально вплотную — важную часть экспозиции составили хранящиеся в архиве академии наук рисунки и чертежи выдающихся ученых: Вернадского, Циолковского, Комарова, Шухова, Кольцова. Представленные на стендах непосредственно под картинами, эти материалы образуют с ними удивительные изобразительные «рифмы». Или, возвращаясь к основной теме выставки — системы.

Как сказала, открывая выставку, заместитель директора архива Ирина Николаевна Ильина, «единство науки и искусства сегодня, кажется, не вызывает ни у кого сомнений. В фондах нашего архива, в документах ведущих ученых находит отражение тот факт, что человек науки обязательно должен быть человеком творческим».

Кстати, все посетители смогут принять участие в создании нового произведения-абстракции, отправив «в вечность» свое послание в виде цвета и слова.

Экспозиция будет открыта до 20 октября в помещении Архива РАН по адресу ул. Новочеремушкинская, д.34 (станция метро «Профсоюзная»).

архив ран выставка искусство ран российская академия наук

Назад

Иллюстрации

Все фото

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.