Гжель. Среди многочисленных народных промыслов России вы сразу узнаете расписную керамику с синими узорами. Почти в каждой семье в шкафах или на даче найдется тарелка, чашка или даже целый сервиз гжельской керамики. Но мало кто знает, что изначально она была разноцветной. В нынешнем виде ее возродила, буквально создала заново, художница Наталья Бессарабова в 40-е годы прошлого века. В статье о народном творчестве мы уже рассказывали, что искусство всегда стремится к уникальности. А народное творчество, напротив, распространяется среди людей, тиражируется и меняется по воле автора. И история о гжельской керамике и ее возрождении еще раз подтверждает это высказывание...

Продукция Гжельского фарфорового завода

Продукция Гжельского фарфорового завода

Источник: Гжельский фарфоровый завод

«Земля пашенная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной. Крестьяне на оброке. Промышляют деланием разных сортов посуды и сервизов, которые отпускаются в разные города сухим и водяным путём».

Так Гжель описывалась в Экономических примечаниях к Планам генерального межевания Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии в 1760 году. Действительно, традиции создания керамических предметов и утвари развивались на этой территории на протяжении многих веков. А географическое положение Гжели позволяло мастерам быстро и эффективно сбывать продукцию на местных рынках соседних городов. И, конечно, на популярность керамики повлияла близость к Москве – основному потребителю посуды.

За время существования гжельской керамики она неоднократно менялась. Это было связано, в том числе, с поиском новых технологий обжига и желанием разных мастеров сделать красивее и продать подороже. Известный ведущий художник гжельского промысла Валентин Гельевич Розанов однажды сказал, что гжель меняется примерно каждые 50 лет. Например, в XVII веке она представляла собой по большей части гончарное искусство. А уже в XVIII вобрала в себя черты итальянской белой майолики, которая была популярна в Европе в веке XV. То есть европейская технология попала в Россию лишь спустя три века, положив начало новому традиционному промыслу.

Исторически, керамическое производство считается одним из самых древних. Например, кирпич появился в Египте задолго до нашей эры. Там же в глубокой древности активно развивалось гончарное производство. Впоследствии древние мастера заметили, что если покрыть гончарное изделие взвесью тонкоизмельченных песка, поташа или карбоната калия и мела в воде, а затем высушить его и обжечь в печи, то грубый глиняный горшок покроется тонкой пленкой стекловидного вещества и станет гладким, блестящим. Так возникли первые глазури, которые защищали изделия от влияния воздуха и влаги, а с появлением росписей – от выцветания красок.

Наталья Ивановна Бессарабова

Наталья Ивановна Бессарабова

Источник: Фарфор Гжель Люкс

Между тем, мастерам из Гжели приходилось создавать не только расписную посуду. В веке XX гончары выполняли государственные заказы: производили предметы химической промышленности, товары народного потребления – кружки и чернильницы, а в годы реализации плана ГОЭЛРО – фарфоровые изоляторы для электростанций. Создание посуды и сервизов больше не приносило прибыли, а навыки и знания местных мастеров попросту были утеряны. Промысел к середине прошлого века почти погиб. А возродила его в том виде, который известен нам сегодня, художница Наталья Бессарабова.

Под руководством искусствоведа Александра Салтыкова выпускника ВХУТЕМАСа Наталья Бессарабова отправилась на поиски художественного языка гжельской керамики. В архиве Исторического музея она нашла гжельскую одноцветную кобальтовую роспись на полуфаянсе XIX века, которая появилась в России благодаря моде на голландские изразцы. Стало ясно, что нетребовательная к технике роспись может возродить традиции гжельских мастеров. За годы работы Наталья Бессарабова нашла традиционные орнаменты и узоры и создала свои. Так возникла «азбука мазков», по которым художница учила начинающих мастеров воспроизводить их на фарфоре.

Сейчас кажется, что мы всегда знали гжель такой – синие узоры на белом фарфоре. Однако изначально роспись была цветной, надглазурной. Уже глазурованное изделие обжигали при высокой температуре до 1400 градусов по Цельсию, чтобы оно стало белым и блестящим. После наносили рисунок цветными красками и снова обжигали уже при 800 градусах. Изделие получалось красочным, но недолговечным. Со временем краски выцветали и уже не радовали своих владельцев.

Сегодня гжель, пусть и одноцветная, надолго сохраняет яркость привычного насыщенного синего цвета. Но, как и несколько веков назад, создание из куска глины качественного изделия – длительный и трудоемкий процесс. При этом не каждая чашка или фигурка будет достойна появиться на прилавках фирменных магазинов.

Подсушенное изделие в форме

Подсушенное изделие в форме

Источник: Гжельский фарфоровый завод

Каждое новое изделие проходит внутренний художественный контроль. Члены Совета получают созданный в единичном экземпляре керамический предмет и принимают решение о запуске изделия в производство. Если решение положительное, то мастер на фабрике изготавливает образец, из которого отливает гипсовые формы. Как правило, они состоят из нескольких частей, в зависимости от сложности и типа изделия. В готовые формы заливают специальную мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата – так называемый шликер. Гипс впитывает влагу, а шликер принимает нужную форму. После этого готовые детали сушатся в естественных условиях и отправляются на предварительный обжиг при температуре около 900 °С. Для того, чтобы выявить незаметные трещинки, изделие после обжига окунают в специальный фуксиновый раствор из красной анилиновой краски, и оно становится розовым. Пока это совсем непохоже на белоснежную посуду с небесно-голубым узором…

После контроля изделие передают в руки художников. Они наносят черно-серой смесью узоры и ставят именную подпись. Расписанные вазы, чашки и фигурки попадают к глазуровщикам, которые окунают их в баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг при температуре 1 400 °С. От розового оттенка не остается и следа. Глазурь становится прозрачной. А сквозь нее проступают ярко-синие цветы, пейзажи и сюжеты уже привычной нам гжельской керамики.

Глазурование изделия

Глазурование изделия

Источник: Гжельский фарфоровый завод

Сегодня гжель, как и традиционная матрешка, стала одним из узнаваемых символов России. Посуда, статуэтки и коллекционные предметы гжельских фарфористов выставляют на всероссийских и международных выставках и конкурсах. Из регионального промысла гжель превратилась в предмет популяризации народного творчества России, а знаменитые узоры Бессарабовой до сих используются местными мастерами, которые вносят и свой вклад в общее художественное дело. Ведь каждый предмет неповторим, поскольку расписывается вручную. А это значит, что среди всех гжельских роз – одного из самых узнаваемых рисунков керамики – каждая по-своему уникальна. Истинное народное творчество!

Видеосюжет о Гжельском фарфоровом заводе от интернет-ресурса Russia beyond the headlines. Источник: Гжельский фарфоровый завод

Источники: 

Справочник химика 21. Гончарное производство

Культура.рф. 20 оттенков синего

Е. Вешняковская. Наука и жизнь. «В наших условиях может выжить только фарфор…» — мифы и правда о гжельском промысле

Виртуальный русский музей. Наталья Ивановна Бессарабова

Гжельский фарфоровый завод. История завода

Russia Beyond the Headlines («Россия поверх заголовков»). Russian handicrafts: Gzhel porcelain

Фото на странице: Тарелка столовая 28 см в авт. рос. Фэнтази Юлианы Косихиной. Гжельский фарфоровый завод

Фото на главной странице: Гжельский фарфоровый завод