Экспедиция Института археологии РАН под руководством директора, академика Николая Макарова обнаружила у Плещеева озера фрагмент подвески X-XI века с личным знаком одного из Рюриковичей, сообщает пресс-служба института.

Подвеску со знаком в виде трезубца нашли в городище Клещин у Плещеева озера в окрестностях Переславля-Залесского в Ярославской области. По мнению археологов, эта вещь служила символом княжеской власти и подтверждала полномочия его предъявителя, а значит, поселения на северо-востоке Руси того периода уже контролировались. Это очень редкая находка.

Археологи нашли только половину подвески. Это фрагмент трапециевидного щитка размером 2,7 на 1,2 сантиметра из белого металла, на лицевой стороне расположен боковой зубец трезубца с растительным орнаментом и край центрального зубца, с округлым завитком. Обратная сторона щитка гладкая, без изображений. Из-за фрагментарности находки определить, какому именно князю принадлежал это знак, нельзя. Но ученые предполагают, что это трезубец Владимира, Ярослава или кого-то из их ближайших родственников, которые княжили в X-XI веках. Всего ученым известно 53 подвески с княжескими знаками, которые служили «верительными грамотами». Традиция использовать личные знаки, по некоторым версиям, восходит к хазарам.

Знаки князей династии Рюриковичей помещались на монетах, керамике. В основе знаков этой династии лежит фигура в виде перевернутой буквы П, дополненная крестами, кругами. Князя Владимир Святославич и Ярослав Мудрый имели знаки в форме трезубца. Кстати, в начале XX века трезубец Владимира был предложен Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины.

Древнее городище Клещин у Плещеева озера начали раскапывать еще в XIX веке, но по сей день оно и прилегающая территория изучены мало. Так, весной этого года археологи обнаружили на месте большого средневекового поселения, примыкающего к Клещину, множество артефактов: средневековую керамику, обломки арабских монет, детали весов, навершие рукояти плети в виде головы хищной птицы, накладку для конской сбруи, крючок для крепления чулков, нательные кресты.

По словам академика Николая Макарова, находка подвески означает, что Клещин стал одним из центров княжеского управления на 100 лет раньше, чем думали историки, и имел высокий статус. До сих пор считалось, что его становление началось только в XII веке, при Владимире Мономахе.

Напомним, что в начале года археологи из Тверского научного историко-археологического и реставрационного центра вместе с коллегами из Института археологии РАН нашли в Твери клад серебряных женских украшений периода Батыева нашествия. А 16 июля открылся сезон находок Новгородской археологической экспедиции — была обнаружена первая в 2015 году берестяная грамота.