Учёные реконструируют образ жизни сибирских первопроходцев

По останкам специалисты могут сказать, чем болели и как жили русские первопоселенцы в Сибири

Специалисты Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Института проблем освоения Севера СО РАН проанализировали останки русских первопоселенцев, обнаруженные при археологических раскопках комплекса Ананьино I, расположенного близ села Екатерининское Тарского района Омской области. Учёным удалось восстановить образ жизни этих людей, сообщает портал «Наука и технологии России».

Погребальный комплекс Ананьино XVII—XVIII веков российские исследователи начали раскапывать в 2005 году. «Исследованных и опубликованных погребальных комплексов русских первопоселенцев в Сибири немного, часть материалов опубликована только в 2012 году», – рассказала руководитель работ доцент кафедры первобытной истории Омского государственного университета Лариса Татаурова.

Могильник раскопан ещё не полностью. В распоряжении исследователей пока находятся 10 мужских, 5 женских и 33 детских скелета, в основном хорошо сохранившихся. На костях детей заметны следы воспаления и травм. Скелеты взрослых исследовали более подробно.

Учёные обнаружили два случая доброкачественной опухоли кости (злокачественную обнаружить очень трудно, потому что она быстро разрушается в земле) и несколько пороков развития, которые не мешали жизнедеятельности. Все взрослые люди страдали заболеваниями позвоночника, в том числе окостенением связок, деформирующим артрозом позвонков, но чаще всего – остеохондрозом, который учёные обнаружили у всех пятнадцати взрослых. По мнению исследователей, в это время остеохондроз был распространённым заболеванием, им, например, страдали жители Верхотурья и Иркутска. У четверых мужчин суставы поражены артрозом, особенно коленные и плечевые. У троих сильно истёрты суставы рук и ног, очевидно, их обладатели испытывали большие физические нагрузки.

Шесть мужчин ломали кости: руки, рёбра, причём сразу несколько, грудину (очевидно, кто-то ударил прямо в кость) и даже правую теменную кость черепа. Этого человека ударили сзади по голове тупым предметом, но перелом сросся. Причинами этих повреждений могут быть случайные травмы, например падение с лошади, и драки. От взрослых мужчин не отставали и подростки. У одного из них имеется продолговатое углубление на правой теменной кости – след от рубленой раны головы или перелома теменной кости.

Исследователи отмечают, что переломы рёбер, а также костей свода черепа служат своеобразным маркером агрессивности, неблагоприятной социальной атмосферы в популяции. В Ананьине жили стрельцы, казаки и служилые люди, жизнь у них была тяжёлая и не мирная. К сожалению, палеопатологических исследований жителей европейской части России XVII–XVIII веков практически нет, поэтому обстановку, сложившуюся в это время в Прииртышье, не с чем сравнивать.

Исследователи продолжают работу, они планируют более полно реконструировать жизнь сибирских старожилов. «В текущем году мы собираемся делать сравнительный антропологический анализ русского и аборигенного населения», – говорит Лариса Татаурова.

Источник: www.strf.ru