СО РАН: от выживания к развитию

За последние два года Сибирское отделение РАН научилось зарабатывать, считает его председатель Александр Асеев

Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН) перешло от ситуации выживания к развитию, причём во многом за счёт собственных средств, которые научные институты зарабатывают самостоятельно, сообщил журналистам председатель СО РАН академик Александр Асеев (его слова приводит РИА Новости).

«За последние год-два Сибирское отделение перешло от ситуации выживания, когда все надеялись, что нас опять, как при Советской власти, начнут финансировать по полной. Пришло понимание, что надо использовать те механизмы развития, которые сейчас есть в нашей рыночной экономике, и есть уже результаты по их использованию. Имеется в виду работа с корпорациями, предприятиями – технологические платформы, федеральные целевые программы», – сказал академик.

По словам Асеева, институты СО РАН в 2012 году самостоятельно заработают рекордные 7,5 млрд. рублей против обычных 4-5 миллиардов в год.

«Из этих семи с половиной миллиардов три четверти, около 5 миллиардов с лишним – это внебюджетка институтов Новосибирского научного центра. Так вот, мы взяли на себя обязательство эту внебюджетку увеличить (в 2013 году) ещё в полтора раза. По Новосибирску она должна достичь такого же значения, которое сейчас получает все Сибирское отделение», – заявил он.

Из академических институтов, расположенных в новосибирском Академгородке, в список финансовых лидеров традиционно входят институты ядерной физики, катализа, нефтегазовой геологии и геофизики, физики полупроводников, химии твёрдого тела и механохимии.

По словам главы СО РАН, за счёт выполнения заказов зарубежных и отечественных компаний всё более успешно в финансовом отношении работают институты, которые прежде отставали. По выражению Асеева, «набирают обороты, идёт хорошее развитие по внебюджетке» институтов неорганической химии, теплофизики, гидродинамики, геологии и минералогии, автоматики и электрометрии.

Финансирование СО РАН в 2013 году за счёт федерального бюджета, как ожидается, увеличится на 1 миллиард рублей и достигнет 17 миллиардов. В нынешнем году бюджет отделения вырос по сравнению с 2011 годом на 0,5 миллиарда рублей.

Как ранее сообщил Асеев, дополнительные средства позволили компенсировать инфляцию, расходы сибирских академических учреждений на заработную плату учёных, увеличившиеся тарифы на энергообеспечение и прочие коммунальные расходы научных институтов, а также расходы на научное оборудование.

Значительных затрат в течение года – в размере более 40 миллионов рублей – требует, в частности, поддержание работ в SPF-виварии – единственном в России стерильном виварии с криобанком для хранения замороженных эмбрионов чистых генетических линий лабораторных животных. Также примерно 50 млн. рублей потребовалось на оборудование нового стационара на острове Самойловский в дельте реки Лена, где совместно с Германией в 2013 годку начнутся научные исследования Арктики.

Аналогичного масштаба расходов, по словам Александра Асеева, требует продолжение работ по строительству нового ускорительного комплекса со встречными электрон-позитронными пучками ВЭПП-5 в Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН.

Также в 2012 году потребовалось увеличить финансирование на закупку оборудования четырех новых (открытых в 2011 году) институтов Сибирского отделения. Это Институт углехимии и углеродных материалов, Институт угля (Кузбасс), где разрабатывают технологии повышения добычи и глубокой переработки угля и системы безопасности для шахт, а также Институт молекулярной и клеточной биологии в Новосибирске и Институт физического материаловедения в Улан-Удэ.

Сибирское отделение Российской академии наук образовано в 1957 году. СО РАН состоит из Новосибирского, Томского, Красноярского, Иркутского, Якутского, Улан-Удэнского, Кемеровского, Тюменского и Омского научных центров. Кроме того, в Барнауле, Бийске, Чите и Кызыле расположены отдельные институты.

александр асеев коммерциализация организация науки со ран финансирование