Сибирские геофизики взяли в помощники муравьёв

При составлении карт вечной мерзлоты учёные будут ориентироваться на расположение муравейников для определения талых зон

Учёные из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН сделали необычное наблюдение, исследуя электрофизические свойства пород в вечной мерзлоте. В местах, где она пропадает, на первый взгляд всё выглядит обычно, кроме одного: там находятся большие скопления крупных муравейников. Эту закономерность геофизики намерены использовать при составлении карт, на которых будет отображаться чередование мёрзлых и талых зон.

«Впервые мы сделали такое сопоставление в Забайкалье, заметив, что изменились физические поля, то есть пропали аномалии, обусловленные мёрзлыми породами. Возник вопрос, что же произошло? Когда мы осмотрелись, то обнаружили там много муравьиных гнёзд», – рассказывает старший научный сотрудник ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Владимир Оленченко.

Заглянув в литературу, он и его коллеги выяснили: мирмекологи (энтомологи, изучающие муравьёв) уже относительно давно установили, что некоторые виды насекомых заведомо строят себе жилища в талых зонах. Так у специалистов из ИНГГ СО РАН возникла идея использовать муравейники как поисковый критерий для картирования этих участков в случаях, когда нет специальной аппаратуры, или же для первичной оценки. Размер таких зон бывает разным – от десятков до нескольких сотен метров или даже одного километра.

«Для чего нам нужно выделять подобные точки? Во-первых, это важно при поиске подземных вод: ведь не везде будешь бурить много скважин в мерзлой породе, чтобы найти месторождение. Кроме того, известно, что мерзлоты нет в зонах тектонических разломов, она там не формируется, так как в них повышен тепловой поток. Соответственно, можно судить и о сейсмической активности», – говорит Владимир Оленченко.

Главным «героем» исследований станет северный лесной муравей. У него достаточно большие жилища, а сам он – красноватого цвета. По словам Оленченко, в нынешнем году планируется совместная работа с Институтом систематики и экологии животных СО РАН, специалисты которого должны научить геологов и геофизиков лёгким приёмам в определении вида насекомого. Ведь целый ряд «родственников» северного лесного муравья гнёзд на мерзлоте не строят. Кроме того, здесь много исследовательской работы и для самих энтомологов. Ведь получается, что с одной стороны мерзлота насекомым необходима, чтобы «настроить» свой температурный режим, но с другой – они селятся именно в талых зонах.

Источник: www.copah.info