У торфяного мха обнаружены необычные фильтрующие свойства

Благодаря своей способности концентрировать ионы цинка, меди и серебра мох сфагнум может служить для очистки воды, а также извлечения поле

Сибирские учёные обнаружили необычные фильтрующие свойства у распространённого в наших широтах торфяного мха сфагнума.  Сотрудники Института геологии и минералогии имени В.С. Соболева СО РАН провели исследования на Выдринском болоте Южного Прибайкалья и доказали, что в этом растении весьма активно концентрируются ионы серебра, цинка и меди.

В ходе изучения залежей торфа, вскрытых на Выдринском болоте, специалисты обратили внимание на аномальные для подобных местностей концентрации цинка и меди, достигающие 500-600 граммов на тонну в расчёте на сухое вещество. Это касается горизонтов раннего голоцена, сформировавшихся более десяти тысяч лет назад.

«Поступление подвижных форм этих элементов, скорее всего, обусловлено подпиткой глубинных термальных вод. Сам растительный субстрат, как губка, может легко их впитывать, а затем концентрировать в себе цинк и медь», – рассказывает сотрудник ИГМ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Анна Богуш.

По её мнению, вероятно, это связано с тем, что на клеточном уровне «внутренности» мхов обладают неровной поверхностью – именно на ней способны образовываться центры кристаллизации.

Наряду с менее благородными металлами в клетках мха концентрируется и серебро, его содержание может составлять от 400 миллиграммов до трёх граммов на тонну, что для данного элемента считается чрезвычайно высокой концентрацией: в среднем в земной коре серебра содержится не более 0,07 г на тонну.

«Вполне вероятно, что накопление металла идёт целенаправленно, так как он может использоваться растением в качестве катализатора некоторых физиологических процессов. В то же время высокие концентрации ионов серебра могут быть ядовитыми для мха. Вероятно, накопление самородного серебра происходит как защитный механизм, то есть растение старается перевести токсичную форму металла в менее вредную ещё в мембране клетки, блокируя проникновение токсиканта внутрь», – делится предположениями Анна Богуш.

Что касается практического применения  свойства сфагнумов концентрировать в себе цинк, медь и серебро, то, по словам учёных, его можно использовать при очистке загрязнённых вод и грунтов методом фиторемедиации, а также для извлечения некоторых элементов из отходов и промышленных стоков.

Источник: www.copah.info