Древние сибиряки охотились на мамонтов не особенно часто

Гигантов ледникового периода убивали не столько ради мяса, сколько ради бивней, считают учёные из Геологического института и Института истории материальной культуры РАН

Охота на мамонтов вовсе не была основным занятием людей каменного века, во всяком случае в Сибири, считают двое российских учёных. Изучив большой массив ископаемых останков, палеонтолог Павел Никольский из Геологического института РАН и археолог Владимир Питулько, представляющий Институт истории материальной культуры РАН, пришли к выводу, что наши предки убивали этих гигантских животных лишь раз в несколько лет – по мере того, как возникала надобность в материале для строительства и орудий труда.

С 2008 года в окрестностях якутской реки Яны были обнаружены кости по крайней мере 31 мамонта. Как показало радиоуглеродное датирование, останки накапливались на протяжении двух с лишним тысячелетий, в период от 33,5 до 31,5 тыс. лет назад. Самое же интересное, по мнению Никольского и Питулько, заключается в том, что большинство костей, обнаруженных на стоянках у берегов Яны, размером и формой лучше всего подходят для изготовления охотничьего оружия. А бивни в условиях тундры, вероятнее всего, использовались вместо древесины. Мясо, конечно, ели, но оно интересовало охотников меньше. Исследователи нашли пять костей из области основания языка мамонтов в лагере неподалёку от того места, где лежала остальная туша. Вероятно, мясо потреблялось именно там – сразу же после разделки, а домой, на стоянку, несли другие кости.

Останки двух зверей, найденных в данном районе, уникальны ещё и тем, что по ним с уверенностью можно сказать: это объекты охоты. В правых лопатках мамонтов отчётливо видны следы копий, фрагменты их наконечников и, возможно, даже древка. Обычно, когда скелеты мохнатых хоботных находят в окружении каменных орудий, не совсем ясно, было ли животное забито людьми или они подтянулись потом, когда всё было кончено.

Учёные полагают, что хотя охота и не была основной причиной исчезновения мамонтов в Евразии, она нанесла им существенный урон в контексте потери большинства мест обитания из-за климатических изменений.

Источник: compulenta.computerra.ru, www.sciencenews.org