Новую болезнь кур обнаружили в Сибири

Учёные сибирских отделений РАН и пока не ликвидированной РАСХН не только выделили патогенную бактерию, поражающую сердце птицы, но и секвенировали её геном

Сибирские учёные обнаружили на птицефабриках региона неизвестное ранее заболевание, которое предварительно назвали «бактериальный эндокардит кур». Совместные исследования, ведущиеся Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Институтом экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока СО РАСХН, позволили не только выделить патогенную бактерию, но и секвенировать её геном.

«В результате вскрытия у кур наблюдалось поражение сердца, в частности, эндокарда. Также интересные патологии мы обнаружили в легких и костях, однако, все было завязано на то, что возбудитель паразитирует в кровеносных сосудах, и от этого всё идёт», – сообщил заведующий сектором молекулярной биологии ИЭВСиДВ СО РАСХН Василий Афонюшкин.

Специалистам пока ещё не до конца понятны пути заражения данным микробом. Есть предварительные данные, что оно может идти по вертикали: от родителей к потомству, что тоже могло вызвать достаточно широкое распространение. Кроме того, по словам учёного, ещё предстоит узнать, какую роль играют мыши и крысы, ибо патология воспроизводится и на них, и насколько заболевание опасно для человека.

«Я думаю, мы можем гарантировать, что массового заболевания людей из-за обнаруженной бактерии не произойдёт. Ветеринарные врачи работали в очагах заражения, зачастую не имея специфичной защиты, и все они живы. Кроме того, болезнетворный организм очень чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды и очень быстро в ней погибает. Его убивает не только варка. Скорее всего, он не переживёт простого хранения мясопродуктов. Тем не менее, лучше перестраховаться и продолжить исследования», – отметил Афонюшкин.

Биологи также отмечают необычные «повадки» самой бактерии. Даже при наблюдении в электронный микроскоп микроорганизм выглядит не так, как остальные.

«У него явно какие-то проблемы с образованием клеточной стенки. Он способен длительное время циркулировать в кровеносной системе. Казалось бы, за этот промежуток должен сформироваться иммунитет и подавить возбудителя, но в нашем случае такого, как правило, не происходит. Интересно понять – почему?» – говорит Афонюшкин.

Исходя из уже полученных данных, наиболее близким видом для микроба является «классическая» молочнокислая бактерия Lactobacillus salivarius, используемая для приготовления йогуртов и прочих продуктов, которые считаются полезными. Впрочем, вредных «родственников» у неё немало, подчёркивают сибирские учёные. Например, возбудитель рожистой инфекции человека относится к той же группе. Получается, что в какой-то момент пути этих близких между собой микроорганизмов расходятся прямо по знаменитому сценарию «Звёздных войн» – одни уходят на «тёмную сторону», другие остаются на «светлой».

«Фундаментальным вопросом, имеющим значение и для биотехнологии, и для прикладных вещей, является следующий: а что отличает бактерию, которая выбрала «неправильный» образ жизни?» – говорит руководитель лаборатории фармакогеномики ИХБФМ СО РАН Максим Филипенко.

Теперь учёные будут пытаться ответить на этот вопрос с помощью генома, отыскивая в нём так называемые островки патогенности, которые могут достаточно легко переходить от одного вида бактерий к другому, изменяя их функцию.

Источник: www.copah.info