Электрическое поле поможет быстро диагностировать болезни

В новосибирском наукограде Кольцово разработан новый прибор для быстрой и качественной диагностики болезней по поведению клеток в электрооптической системе

Учёные Государственного научного центра вирусологии и биотехнологий «Вектор» (наукоград Кольцово, Новосибирская область) создали новый аппарат для быстрой диагностики заболеваний. Он представляет собой электрооптическую систему исследования клеток, где наличие или отсутствие патогена определяется их поведением в электрическом поле.

Прибор был разработан ещё в 1998 году Владимиром Генераловым, ведущим научным сотрудником отдела биофизики и экологических исследований «Вектора». Нынешняя его версия – уже третья после серии значительных усовершенствований.

Устроен аппарат следующим образом. Стеклянную пластинку с материалом для исследования помещают под микроскоп. К пластинке прикреплены два электрода. На них создают высокочастотное напряжение. Если оно низкое, клетка будет отталкиваться от электрода, если высокое – прилипнет к нему. При определённой частоте клетки останутся на месте и будут вращаться. Это значение можно измерить – оно будет различаться у здоровых и у больных клеток.

Таким образом, с помощью данной системы можно определить, заражена ли клетка вирусом, и дать характеристику её свойств. В ходе экспериментов использовались эритроциты – клетки крови человека. Поведение эритроцитов в электрическом поле может нести информацию о заболеваниях печени и сердца, о кислородном голодании клеток, из-за которого страдает в первую очередь мозг.

У прибора, созданного учёными «Вектора», есть ряд очевидных преимуществ. Во-первых, диагностика проводится в течение короткого времени. Сейчас с помощью электрооптической системы можно исследовать кровь у 10-15 человек в течение часа. В будущем учёные надеются увеличить эту цифру ещё как минимум в десять раз. Во-вторых, несмотря на высокую стоимость самого аппарата (около миллиона рублей по сегодняшним ценам), при его эксплуатации не надо использовать дорогостоящие реактивы.

Источник: gorod54.ru