Сибирские учёные довольны наблюдением затмения

Участникам российской экспедиции к месту солнечного затмения в Австралии удалось получить хорошие визуальные результаты и сделать видео

Сибирские учёные, наблюдавшие за единственным в этом году полным солнечным затмением на востоке Австралии, чрезвычайно довольны результатами своей экспедиции, сообщает её участник, директор недавно открытого Новосибирского планетария Сергей Масликов. Несмотря на облачность, российским астрономам удалось получить хорошие визуальные результаты и зафиксировать их на видео.

Затмение началось в 23 часа 37 минут 13 ноября по московскому времени (в австралийских городах Брисбене, Кэрнсе и Порт-Дугласе было уже 5:37 следующего дня) и длилось примерно три часа. Его наблюдало огромное количество местных жителей и туристов, кое-где места даже распределялись по записи.

«Первые лучи восходящего Солнца были скрыты от глаз наблюдателей облаками. Однако вскоре, к моменту первого контакта, когда Луна коснулась солнечного диска и на нём появилась хорошо заметная впадинка, облака расступились. Это произошло в 5 часов 44 минуты местного времени. Счастью наблюдателей не было предела. Однако все ждали главного – полной фазы затмения. Облака то набегали, то открывали уменьшающийся в размерах серп Солнца. За несколько минут до начала полной фазы напряжение достигло предела – Солнце было скрыто за большим облаком. Было очень мало шансов, что оно успеет пройти за это время. Вокруг стемнело, казалось, что наступили сумерки. И тут случилось чудо: в момент, когда от Солнца остался совсем узенький серпик, облака расступились и почти сразу же Солнце исчезло! Вокруг чёрного диска Луны, заслонившей светило, появилась солнечная корона!» – так Масликов описал это интересное космическое явление в сообщении на сайте подведомственного ему планетария.

Две минуты спустя полная фаза закончилась, и когда Луна начала уходить, вновь набежали облака. Но за это время новосибирский астроном сумел сделать серию снимков на фотокамеру с 500-миллиметровым объективом.

«Через час после затмения я связался через Skype с Дмитрием Семёновым, он в составе иркутской группы наблюдал в Кернсе. Он был счастлив, так же как и я, потому что облака в Кернсе расступились за 3 минуты до полной фазы. Еще одна сибирская группа, работавшая на островах, также отработала успешно», – сообщает он.

Видео затмения доступно по адресу http://youtu.be/lxq0vqUsN0Y. Окончательные результаты, по словам Масликова, будут получены после обработки снимков. Перед возвращением домой учёные посетят планетарий в Брисбене и обсерваторию в Сиднее.

В экспедиции на Зелёный континент принимали участие десять российских исследователей; её организаторами выступили обсерватория Иркутского государственного университета и Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН. Как объяснял директор астрономической площадки ИГУ Сергей Язев, специалистам необходимы новые снимки солнечной короны, по которым можно судить об активности нашего светила. В настоящее время эта активность, согласно прогнозам, должна быть на подъёме, однако Солнце ведёт себя настолько спокойно, что говорят даже о «новом ледниковом периоде».

Источник: nebo-nsk.nios.ru