«Собачье» исследование сибиряков – на обложке журнала Science

Новосибирские учёные стали соавторами большой статьи международного коллектива исследователей, проясняющей происхождение домашних собак и вынесенной на обложку свежего номера одного из самых авторитетных научных журналов мира – Science. В центре исследования – древнейшая собака, найденная сибиряками на Алтае. Также стало известно, что нынешние волки – уже не прямые родственники домашних собак.

Статью под названием Complete Mitochondrial Genomes of Ancient Canids Suggests a European Origin of Domestic Dogs («Полный митохондриальный геном древних волчьих предполагает европейское происхождение домашних собак») написал большой коллектив учёных из Финляндии, США, Германии, Испании, Бельгии, Аргентины и России. В числе соавторов – заместитель директора по научной работе новосибирского Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Александр Графодатский и старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Николай Оводов. Последний ещё в 1975 году нашёл в алтайской пещере Разбойничья те самые останки животного, возраст которых, как теперь выяснилось, составляет более 30 тысяч лет.

Группа генетиков проанализировала митохондриальные геномы 18 доисторических представителей семейства псовых из Евразии и Нового Света в сравнении с современными собаками и волками. Как указано в предисловии к статье, географические и временные точки происхождения домашней собаки долго оставались спорными: ранее генетические данные предполагали, что процесс одомашнивания начался в Восточной Азии 15 тысяч лет назад (подобно овцам, козам и прочему домашнему скоту), в момент перехода людей к оседлости

«И что в итоге получилось: скорее всего, собаки были одомашнены много раз и не теми людьми, что стали оседлыми, а охотниками и собирателями, которые шли за уходящими ледниками. Причём собаки, они же, сволочи, постоянно скрещивались обратно с волками, поскольку вид-то один, и путали нам картину постоянно», – рассказал журналистам Александр Графодатский.

По словам учёного, это привело к тому, что родственников найденной Оводовым алтайской собаки нашли среди древних волков Европы (более поздних), а также в двух современных породах (экзотические лайки северной Скандинавии).

«Ещё одно умозаключение можно сделать из этой истории: все волки, которые были предками наших современных собак, они вымерли. А от современных волков они гораздо более далеки. Это тоже небезынтересно», – добавил Графодатский.

Теперь учёные надеются секвенировать ядерный, а не митохондриальный геном древних собак, чтобы окончательно прояснить картину.

Источник: sib.fm