Палеонтологи Забайкалья хвастаются трофеями

В Забайкалье собрана внушительная коллекция образцов кожи и других останков динозавров

Учёные в ходе экспедиции в падь Кулинда на северо-востоке Забайкалья летом 2012 года собрали уникальную коллекцию из десятков фрагментов кожи динозавров Юрского периода, сохранившихся благодаря консервации останков вулканическим пеплом, сообщила РИА Новости в среду ведущий научный сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН доктор геолого-минералогических наук Софья Синица.

«Мы уже третий год работаем в этом месте. Здесь очень мало беспозвоночных, очень скудная сопутствующая биота (исторически сложившаяся совокупность растений и животных), но останков динозавров очень много. И каждый год у нас какие-то уникальные находки. В прошлом году было оперение, а в этом больше десяти сохранившихся участков кожи динозавров. Обычно, как только останки попадают на землю, их уничтожают, но здесь все было законсервировано пеплом от вулкана, который действовал в 30-40 километрах. Лавы здесь нет, но ветровой пепел все бронировал», – сказала собеседница агентства.

По её словам, за три сезона раскопок учёные собрали богатые коллекции останков динозавров, длина тела которых составляла около метра, а вес – от трёх до четырёх килограммов. В пади Кулинда найдены останки как растительноядных, так и хищных динозавров – самых маленьких из найденных палеонтологами.

«Подобное местонахождение динозавров в России не известно, да и в Азии они редки. Аналогичное есть только в провинции Ляонин в Китае, где учёные работают уже больше десяти лет. Маленькие хищные динозавры есть ещё во Франции и в Германии. У нас очень богатый материал. Это кости конечностей, таза, плечевого пояса, масса позвонков, фаланг, костей, находили трёхпалую конечность. В прошлом году было оперение. В этом нас поразило обилие чешуйчатых хвостов. В этом году мы пытались дать ответ на то, что ели растительноядные динозавры, но не нашли ничего, кроме семян, плавунов и печёночных мхов. Пока не понятно, питались ли они этим или нет», – сказала Синица.

Доктор наук отметила, что в планах научного института продолжить исследование пади Кулинда в следующие полевые сезоны.

«Конечно, планы такие есть. Но появилась необходимость арендовать бульдозер и делать ступеньки для расчистки. То есть работать так, как это делается в Монголии и Китае. Сейчас мы пользуемся услугами ребят из соседнего села, и они огромные отвалы здесь сделали. Но, конечно, это не те условия, которые нам нужны. Также необходим транспорт, потому что падь совершенно безводная, ездить приходится далеко. Так что надеемся, что в будущем году найдем спонсоров, появятся деньги, и работы продолжатся», – сказала собеседник агентства.

Останки динозавров были обнаружены Синицей в июле 2010 года. Первые работы в пади Кулинда были проведены экспедицией института осенью 2010 года. Это была первая находка такого рода на территории России и третья – в мире. Ранее подобных динозавров в мире находили лишь дважды – в 19-м веке в Баварии и в 1970 году во Франции. Собранные в Забайкалье материалы были направлены в Палеонтологический институт РАН. В 2011 году на экспедицию по сбору останков позднеюрских динозавров-компсогнатов правительство края выделяло 350 тысяч рублей.