Водный гиацинт способен поглощать радиацию

Продолжая работу с этим растением, сибирские учёные обнаружили, что оно может избавлять воду не только от лишней органики, но и от тяжёлых металлов и радионуклидов

Учёные из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН продолжают совершенствовать технологию очистки сточных вод с помощью биопрудов, заселенных эйхорнией отличной, которую у нас называют водным гиацинтом. Это растение оказалось способно поглощать не только органические вещества, загрязняющие воду, но и такие тяжёлые металлы как цинк, кадмий и медь, а также радионуклиды.

«По цепочке», работая с конца 90-х с целым рядом промышленных предприятий азиатской части России, учёные вышли на печально известное производственное объединение «Маяк».

«Что это такое? Это город Озёрск, бывший Челябинск-40. Там делалась наша первая плутониевая бомба, а в 1957-м году прогремел Кыштымский взрыв. Сейчас в окрестностях радиационный заповедник, включающий знаменитую речку Теча», – рассказывает заместитель директора ИЦиГ СО РАН Сергей Вепрев.

Питомник растений на месте создать не получилось, так что весной эйхорния отправляется в путь на поездах.

«Результаты получены интересные и очень хорошие. Мы разбрасывали нашего «заморского гостя» по радиоактивным прудам, и он великолепно поглощает имеющиеся в воде тяжёлые металлы, а также радионуклиды стронция и цезия. В лабораторных условиях нерадиоактивного изотопа стронция может накапливаться до 4,6-4,8 грамма на килограмм сухого веса растений. Это гигантское число!» – говорит Вепрев.

Интересный момент связан с тем, почему водяной гиацинт, не жалея себя, «ест», казалось бы, такие вредные вещества. Оказывается, это связано со способностью всей флоры усваивать калий и кальций. Цезий находится в одной химической группе с первым, а стронций – со вторым. Вот и происходит «подмена».

Возникает вопрос: а что, собственно, потом следует делать с впитавшими в себя всю эту отраву растениями? Специалисты дают ответ: сжигать.

«А уж наши атомщики знают, что делать с радиоактивной золой, тем более что её после того, как сгорела одна тонна водяного гиацинта, остаётся всего 15-20 килограммов (примерно одно ведро)», – отметил замдиректора ИЦиГ.

Он добавил, что планируется продолжать работы именно в вышеописанном направлении, ведь со стоками животноводческих и даже химических предприятий, где начинали свои эксперименты сибирские биологи, вполне справляются привычные очистные сооружения, причём справляются намного лучше, так как работают круглогодично. Однако что касается радионуклидов и тяжёлых металлов, то отфильтровать их на глине или каких-либо сорбентах из огромного количества воды сложно и трудоёмко. Эйхорния же выполняет эту задачу легко.

Источник: www.copah.info