«Шутка Бога» в Онежском Поморье

Уникальные отпечатки древних организмов вендского периода обнаружили сотрудники МГУ на территории национального парка «Онежское Поморье», Архангельская область. В мире насчитывается лишь пять мест, где были найдены похожие следы. Первые экземпляры удивительных представителей вендской биоты были найдены вблизи Ньюфаундленда, причем лишь спустя 4 года палеонтолог Элкан Биллингс рискнул предположить, что они являются ископаемыми останками неких живых существ. Но и тогда, несмотря на его авторитет, его предположение не поддержали другие ученые, из-за простой формы находок: их объявляли следами выхода газов, неорганическими конкрециями или даже «шутками Бога».

Эта находка может пролить свет на образование жизни на Земле более 600 млн. лет назад. На территории Онежского полуострова в вендских отложениях в районе деревни Лямца сотрудники Московского государственного университета (МГУ) обнаружили многочисленные круглые вмятины, похожие на отпечатки немиан — животных, не имеющих аналогов в отложениях более молодого возраста.

Вендский период охватывает диапазон от 650 до 542 млн. лет назад. Он был ключевым этапом в развитии Земли, временем, когда в результате столкновения северных и южных континентов сформировался единый материк Пангея. Именно тогда в морях вендского периода появились первые настоящие многоклеточные животные. Эти живые существа не имели скелета и поэтому в большинстве случаев не оставили ископаемых следов.

К.Скрипко во время полевых работ на Онежском Поморье

Константин Скрипко, научный сотрудник музея Землеведения МГУ, рассказал: «Отпечатки древних животных из вендских отложений известны в южной Австралии, в Намибии (ЮЗ Африка), на острове Ньюфаундленд, по юго-восточному берегу Белого моря и на западном склоне Урала. Ценность каждой новой находки вендской фауны неоспорима. Именно в этот период произошёл "эволюционный взрыв" — на Земле появились первые настоящие многоклеточные организмы разных групп. Известно о них не очень много, так как они не имели ни внутреннего, ни внешнего скелета, и отпечатки их мягких тел оставались очень редко.

Изучение фауны вендского периода интересно еще и тем, что многие группы организмов, появившихся в венде, вымерли к концу этого периода. Их потомки неизвестны. В то время еще не было хищников. А когда в следующем, кембрийском периоде они появились, многие группы вендских животных исчезли, а их потомки вынуждены были защищаться или обзавестись внешним скелетом — раковиной, панцирем… Так происходила эволюция».

Образцы пород с отпечатками первых многоклеточных существ, собранные экспедицией, были тщательно упакованы и отправлены в Москву, в Музей землеведения МГУ. Ученым предстоит идентифицировать отпечатки, обнаруженные в образцах пород. Изучать их будут совместно с учёными Российской Академии наук. Часть образцов с отпечатками вендской фауны передана для экспозиции в визит-центре национального парка «Онежское Поморье» в деревне Летняя Золотица.

«Следы древних организмов в вендских отложениях на побережье Белого моря были обнаружены сравнительно недавно, — отметил Константин Андреевич. — Поэтому каждая новая находка может стать важным вкладом в науку, позволит больше узнать о развитии жизни на Земле и условиях обитания живых организмов в те давние времена».

вендская биота константин скрипко музей землеведения мгу национальный парк онежское поморье эволюционный взрыв