Кустарнички угрожают торфяникам

Швейцарские учёные доказали, что с потеплением климата мелкие сосудистые растения будут теснить мох, и торфяников будет меньше

Одной из важнейших экосистем на планете являются торфяники. Однако в последние 30—50 лет мох сфагнум, который разлагаясь создаёт торф, находится под мощным давлением кустарничков. Новое исследование учёных из Швейцарского федерального института исследований леса, снега и ландшафта, а также Федеральной политехнической школы Лозанны показывает, почему так происходит.

Исследователи три года наблюдали за четырьмя торфяниками на высотах от 600 до 1900 метров. Эти высоты отражают климатические изменения, который произойдут в северной Швейцарии до к 2050 году. Учёные отметили, что рост кустарничкового покрытия и температуры грунта привёл к сокращению на 50 % отмирания мха.

Дело в том, что сосудистые растения, в отличие от мхов, могут увеличивать доступность грунтового азота благодаря определённым соединениям в листьях. Посредством микоризы – симбиоза мицелия гриба с корнями – они используют это питательное вещество для роста, а при повышении температуры процесс проходит активнее. Одновременно при росте температуры увеличиваются и корневые выделения, что стимулирует разлагающую деятельность почвенных бактерий.

В результате появляется меньше торфа, а бактерии ещё и разрушают старый торф. То есть встаёт под угрозу само существование торфяников как мощнейшего хранилища углерода – в них 30 % органического вещества почв мира, что эквивалентно 50 % атмосферного углекислого газа.

Источник: www.wsl.ch