Обнаруженные в шотландской пещере сталагмиты открыли ученым окно в прошлое и раскрыли древний климат, который мог повлиять на исторические и социальные изменения в Европе. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

«Наше исследование помогает понять климатический контекст некоторых больших миграционных событий в Европе и позволяет строить гипотезы о влиянии среды на социальные изменения в обществе», — сказал ведущий исследователь проекта из университета Южного Уэльса Энди Бейкер (Andy Baker).

Путем измерения различных известняковых образований в Ревущей пещере (Roaring Cave) исследователи смогли выделить участок изменения количества осадков. Продолжительные периоды обильных осадков соответствовали ускоренному росту сталагмитов. Осадки помогли ученым построить диаграмму приливов и отливов, так называемое североатлантическое колебание, и таким образом изучить изменения климата в течение 3000 лет с 1000 года до нашей эры до 2000 года нашей эры.

Исследование годовых колец пяти сталагмитов позволяет подтвердить данные, что во время средневекового теплого периода между 1080 и 1430 гг. в Шотландии выпадало повышенное количество осадков, а в западной части Средиземноморья в это время господствовали засушливые условия.

Исследователи говорят, что новые данные могут помочь установить связи между климатическими изменениями и социальными сдвигами в Древней Европе.

«Наши результаты также показывают, что была и другая стойкая климатическая фаза — между 290 и 550 годами, — которая совпадает с упадком Рима и периодом активизации миграции населения в Южной Европе, — сказала Бейкер. — За этим последовала устойчивая негативная фаза между 600 и 900 годами с теплыми и сухими условиями в Северо-Западной Европе, что сделало ее пригодной для экспансии на запад викингов».