Дикие шимпанзе не прочь опрокинуть несколько стаканчиков пальмового вина, хотя не ясно, пьянеют ли они от этого. К таким выводам пришли ученые из Центра антропологических исследований в Лиссабоне (Португалия), под руководством Кимберли Хокинса (Kimberley Hockings). Их статью, опубликованную онлайн в журнале Royal Society Open Science, пересказывает сайт журнала Science.

Авторы исследования в 1995-2012 гг. наблюдали за стаей из 26 шимпанзе в Боссу, Гвинея. Люди в этой местности делают надрезы на стволах пальм и собирают их сок в большие пластиковые бутылки, где он бродит и превращается в вино, с содержанием этилового спирта около 6,9%. Крестьяне забирают бутылки с готовым вином рано утром и поздно вечером, а все остальное время оно находится в открытом доступе — в том числе и для обезьян.

Шимпанзе, как оказалось, поняли это и временами напиваются дармовым алкоголем. Всего за 17 лет ученые наблюдали 20 таких попоек, с участием 13 обезьян, среди которых были как самцы, так и самки, но никогда не было детенышей. Взрослые шимпанзе пили вино из «стаканчиков», которые они сворачивали из листьев. За одну «вечеринку» каждая обезьяна употребляла количество алкоголя, эквивалентное, по самой скромной оценке, литру пива.

Антропологам не удалось выяснить, пьянели ли обезьяны от выпивки, и доставляло ли им это удовольствие. Однажды, по словам Хокинса, они наблюдали самца, который «выглядел особенно беспокойным» и целый час «возбужденно прыгал с дерева на дерево», в то время, как вся остальная стая уже легла спать. Но делать на основании этого единичного наблюдения какие-то общие выводы было бы спекуляцией.

Так или иначе, данное наблюдение косвенно подтверждает выдвинутую относительно недавно эволюционистами «Теорию пьяной обезьяны». Согласно этой теории, общие предки человека и человекообразных обезьян получили эволюционное преимущество, научившись усваивать этиловый спирт. Благодаря этому, они смогли есть упавшие на землю и начавшие бродить фрукты.

Другим подтверждением этой теории стало открытие, сделанное в прошлом году командой Мэттью Карригана (Matthew Carrigan) из колледжа Санта-Фе (Флорида, США). Они выяснили, что ключевой фермент, помогающий нашему организму расщеплять этанол, был модифицирован в результате мутации 10 млн лет назад, т.е. еще до того, как эволюционные пути людей, шимпанзе и горилл разошлись. Эта модификация ускорила наш метаболизм этанола в 40 раз, по сравнению с более примитивными приматами, такими, как мартышки.

И все же, «Теория пьяной обезьяны» пока что слабо подкреплена. Помочь этому могут дальнейшие наблюдения. Особенно если удастся увидеть, как обезьяны в той или иной форме употребляют алкоголь сами, без участия человека.

Алкоголь употребляют не только приматы. Недавно выяснилось, что крысы тоже не прочь выпить, причем особенно сильно им этого хочется под воздействием никотина.