Ракушки «высиживают» яйца и меняют пол

Антарктические двустворчатые моллюски способны превращаться из самцов в самок и вынашивать яйца внутри своих раковин, выяснили…

Гермафродитизм – нередкое явление среди беспозвоночных, однако двустворчатые моллюски, живущие в южных полярных водах, способны ещё и менять пол с течением времени. О новом открытии специалистов Национального океанографического центра в Саутгемптоне (Великобритания) сообщила телерадиокомпания BBC.

Вид Lissarca miliaris был впервые описан ещё при самых ранних исследованиях Антарктики в 1845 году, а его размножение изучалось в 70-х годах прошлого века. Но о гермафродитизме у этих моллюсков учёные ничего не знали, пока аспирант Саутгемптонского центра Адам Рид (Adam Reed) и его коллеги не обнаружили яйца в раковинах мужских организмов. Их исследование опубликовано в журнале Polar Biology.

«Как ни странно, мы обнаружили довольно большое количество яиц у функциональных самцов – наверное, даже гораздо больше, чем самка может выносить за всю свою жизнь», – сообщил Рид корреспондентам BBC. По предположению его исследовательской группы, мужские и женские половые железы у каждого моллюска развиваются одновременно, но пока его раковина не достигает достаточно большого размера (около 3 миллиметров), особь функционирует как самец, а после – как самка.

Кроме того, океанологи выяснили, что личинки Lissarca miliaris не плавают планктоном, как у других двустворчатых, а созревают внутри материнского организма до развития собственной раковины. Это спасает их от гибели в холодных антарктических водах.