Многообразие акул шире, чем предполагалось

Генетический анализ выявил упущенные ранее биологические виды и вызвал беспокойство относительно их сохранности в природе

Генетические исследования тысяч особей акул и скатов выявили множество потенциально новых биологических видов и вызвали горячие споры среди биологов относительно структуры генеалогического древа этих животных. Данные исследования также предполагают, что некоторые виды находятся даже в большей опасности, чем считалось ранее.

Акулы и скаты — основные хищники морских экосистем, однако их жизненные циклы и численность популяций всё ещё остаются малоизученными. Генеалогическое древо этих животных, которые являются частью подкласса пластиножаберных рыб, оказалось столь же туманным и не позволяет исследователям достичь минимального соглашения касательно их эволюции.

В попытках заполнить пробелы биолог Гэвин Нэйлор и его коллеги секвенировали образцы 4 283 особей акул и скатов. Учёные обнаружили 574 вида, из которых 79 оказались потенциально новыми. По словам Нэйлора, результаты его ошеломили, особенно в силу того, что секвенирование охватило только половину из приблизительно 1 200 уже известных биологических видов.

Огромное количество обнаруженных новых видов сразу же вызвало тревогу за их сохранность в природе по той причине, что некоторые из этих предполагаемых новых видов оставались нераспознанными в силу значительного сходства с уже известными. Таким образом, популяции подобных видов могут оказаться ещё меньше, чем их оценивают учёные, поскольку то, что считалось единой популяцией, может оказаться несколькими более мелкими популяциями отдельных видов.

В данный момент Нэйлор работает над проектом Национального научного сообщества США, преследующим цель каталогизировать биологическое разнообразие акул и скатов, а также оказывает поддержку Международному союзу охраны природы и природных ресурсов в составлении карты имеющихся в мире видов.

Один из коллег Нэйлора, ихтиолог Уильям Уайт считает, что их работа также освещает и некоторые проблемы, связанные с применением генетической информации в зоологии. Он говорит, что всё более широкое использование молекулярных методик обеспечивает новые средства, позволяющие внимательно изучать взаимосвязь акул и скатов. Но оно также показывает и неоднозначность некоторых существующих представлений об их систематике. Уайт и Нэйлор подчёркивают, что молекулярные методики — это только один из многих доступных инструментов, которые должны применяться в сочетании с традиционной таксономической работой.

Источник: Дэниел Кресси, Nature.com