В 2010 году глубоководники извлекли со дна Балтийского моря обломки затонувшего судна. Среди прочих предметов на борту был обнаружен и настоящий «клад» — несколько бутылок игристого вина производства престижных домов шампанских вин «Вдова Клико», «Хайдсик» и «Жугляр». Установить марки удалось благодаря характерной маркировке на пробках. Вина были разлиты примерно в 30-40-е годы XIX века. О находке рассказывает Science.

На протяжении всего этого времени вина выдерживались в идеальных условиях на морском дне, на глубине порядка 50 м под поверхностью воды — там постоянная прохладная температура, практически полная темнота и полный покой в горизонтальном положении. Ученые исследовали химический состав игристых вин и провели анализ вкуса и аромата, чтобы узнать немного о технологии производства шампанского в прошлом. Дегустаторы описывают аромат, вероятно, самых старых из имеющихся шампанских вин как пряный, с нотками дыма и кожи. Кроме того, исследователи обнаружили, что содержание этилового спирта в игристых винах было несравнимо ниже, чем в современных — не более 9%, что, по всей видимости, было связано с менее эффективным процессом ферментации.

Химики также обнаружили следы веществ, перешедших в вино из древесины. Это говорит о том, что вина выдерживались в деревянных бочках. Метод ядерно-магнитного резонанса показал, что игристые вина прежде были гораздо более сладкими, чем нынешние образцы. Скорей всего, в процессе производства они подслащивались виноградным сиропом. Шампанское содержит малое количество уксусной кислоты, показателя порчи вина, что говорит о том, что оно прекрасно сохранилось. Но со временем вино утратило значительное число своих пузырьков, состоящих из диоксида углерода (углекислого газа) чем современное шампанское, вероятно, потому что они успели просочиться сквозь пробку за то время, пока бутылки находились на морском дне.

Ранее наш портал уже писал о розовом шампанском, а также о wi-fi, посудомоечной машине и других вещах, изобретенных женщинами.