Ростовчане совершили прорыв в изучении элементоорганических соединений

В Японии смогли синтезировать два типа так называемых пирамиданов на основе расчётов сотрудников НИИ физической и органической химии Южного федерального университета

Химики японского университета Цукубы совместно с нашими соотечественниками из НИИ физической и органической химии Южного федерального университета (НИИ ФОХ ЮФУ) совершили прорыв в изучении нового типа элементоорганических соединений. Основываясь на расчётах, произведённых ростовчанами, учёные Страны восходящего солнца смогли синтезировать два вещества, молекулы которых по форме напоминают египетские пирамиды.

Ещё 35 лет назад младший научный сотрудник Ростовского университета, а ныне завлаб НИИ ФОХ ЮФУ Руслан Миняев теоретически обосновал возможность существования удивительной неклассической структуры органического соединения с  пирамидальным тетракоординированным атомом углерода. За форму молекулы, похожую на пирамиду Хеопса, гипотетическое вещество назвали «пирамиданом»; его номенклатурное название – тетрациклопентан.

Классическая теория отвергает возможность существования подобной структуры, но проведённые квантовомеханические расчеты, сначала на простейшем доступном в то время уровне, а затем и с использованием высоких уровней приближения, подтвердили правильность предположения. Наиболее важно то, что эта теоретическая находка послужила началом построения общей теории орбитальной стабилизации неклассических органических соединений. В ряде работ, включая те из них, которые были выполнены в сотрудничестве с нобелевским лауреатом и обладателем большой Ломоносовской медали РАН Роальдом Хоффманном, были теоретически обоснованы способы стабилизации пирамидана, предложены возможные подходы к синтезу его производных.

Сам пирамидан 1 – архетип органических структур с пирамидальным углеродом – до сих пор не получен. Однако в результате недавнего совместного исследования научный сотрудник НИИ ФОХ Ольга Гапуренко теоретически рассчитала, а её коллеги из Цукубы синтезировали два ближайших аналога этого соединения – пирамиданы 2 и 3, в которых один из атомов углерода заменён германием или оловом.

Результаты исследования опубликованы в журнале Американского химического общества (Journal of the American Chemical Society). Совместная научная работа по данному направлению будет продолжена в рамках подготовленного проекта Российского фонда фундаментальных исследований и Японского общества содействия науке (JSPS).

Источник: www.ipoc.sfedu.ru