Официально:

Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 18 (30) августа 1863 – 2 сентября 1944. Русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член  Императорского Русского географического, Императорского Русского технического  и Русского фотографического обществ. Человек высшего цвета.

 

Неофициально

1. «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин». Объявление датировано началом ХХ века. А дал его химик, изобретатель, а главное – пионер цветной фотографии в России Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

 

2. Удивительное дело, но сразу два пионера новых технологий появились на свет в древнем городе Муроме. Земляк и старший современник изобретателя телевидения Владимира Зворыкина Сергей Прокудин-Горский родился в Муроме на излете лета 1863 года.

 

3. Родовое имение Прокудиных-Горских со смешным названием Фуникова Гора и до отмены крепостного права не было источником большого капитала. Вот и пошел Сергей не по «барской», а по ученой части.

 

4. Прокудин-Горский был однокашником Пушкина, то есть учился в том же лицее, но в те годы, когда тот звался Александровским.

 

5. Прокудин-Горский учился у Менделеева – именно он пробудил у студента Санкт-Петербургского университета интерес к химии. Впрочем, ни университет, ни военно-медицинскую академию, где он  тоже некоторое время учился, Прокудин-Горский не окончил.

 

6. Невероятно одаренный Прокудин-Горский брал уроки живописи в Академии художеств и серьезно занимался музыкой. Игру на скрипке вскоре пришлось оставить:  в химической лаборатории молодой Прокудин-Горский сильно повредил  руку.

 

7. Прокудин-Горский женился на Анне Александровне Лавровой – дочери известного русского металловеда и директора Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Сам Прокудин-Горский вошел в правление предприятия своего тестя.

 

8. Пока Прокудин-Горский рос по службе в Демидовском доме призрения трудящихся, стараниями Менделеева в Императорском Русском техническом обществе (ИРТО) организовали фотографический отдел. Сергей Михайлович стал членом фотографического отдела ИРТО и  опубликовал первые из серии своих работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».

 

9. Фотодело полностью захватило Прокудина-Горского – и в научно-теоретическом, и практическом плане. Вот тогда-то и появилось это знаменитое объявление: типографию-лабораторию, которая специализировалась на цветной печати, крупнейший фотографический авторитет открыл в Санкт-Петербурге в 1901 году.

 

10. В лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге близ Берлина под руководством профессора Адольфа Мите Прокудин-Горский работал над задачей правильной передачи цветов. И блестяще решил эту задачу: Сергей Михайлович создал свой рецепт эмульсии, по научному, сенсибилизатора, обеспечивший самую совершенную для его времени цветопередачу.

 

11. Потом Прокудин-Горский – солидный отец семейства, авторитетный специалист в фотоделе начал путешествовать по Российской империии и снимать – в Крыму и на Кавказе, в Финляндии и в Туркестане.

 

12. К 1909 году Сергей Михайлович имел не только коллекцию видов России, но и мировое признание: лауреатство на выставках в Париже, Антверпене и Ницце. Вся просвещенная Россия знала цветной фотопортрет Льва Толстого работы Прокудина-Горского. Русское фотографическое общество избрало его своим почетным членом в компании самих братьев Люмьер, а фотографический отдел ИРТО – председателем.

 

13. Красота отечества, результаты собственной работы зародили большую мечту – увековечить всю Россию. Зачем? А чтобы все, а в первую голову, дети, молодежь, увидели и полюбили страну. Прокудин-Горский был справедливо убежден, что всякий знакомый с его работами, запомнит их навсегда.

 

14. Император Николай II поддержал проект и предписал чиновникам помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Фотограф получил две ценнейших бумаги: дозволение Его Императорского Величества пребывать и снимать в любом месте и указ министра, который со ссылкой на монаршью волю предписывал всем официальным лицам содействовать г-ну Прокудину-Горскому «в любом месте и в любое время». Но денег ему не выделили, и все свои путешествия и съемки Прокудин-Горский осуществлял на собственные средства.

 

15. «Работа моя была… очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий, – вспоминал позже фотохудожник. – Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».

 

16. Съемки, продолжались вплоть до Мировой войны: Мариинская водная система, горнозаводский Урал, Кавказ, Туркестан, Волга, памятные места Отечественной войны 1812 года. Всего Прокудин-Горский планировал сделать 10 тысяч фотографий.

 

17. Перед Первой Мировой войной Прокудин-Горский запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для кинематографии.

 

18. В Первую мировую Прокудин-Горский снимал фотохронику боевых действий и обучал первых русских пилотов аэрофотосъемке.

 

19. После революции Прокудин-Горский  еще поучаствовал в создании фотокиноинститута,  но уже в 1918 году покинул Россию.

 

20. Недолгие странствия привели его в гостеприимную и  любимую российской интеллигенцией Францию. В 1922 году туда же приехали и его сыновья Михаил и Дмитрий. И не с пустыми руками – привезли 2300 пластин с фотографиями. Прекрасная Россия оказалась большевистской власти не нужна. Через границу не пропустили лишь изображения объектов, которые посчитали важными для обороны.

 

21. В 1922 году в Ницце Прокудин-Горский вместе с братьями Люмьер создал фотолабораторию, где начали работать его сыновья. До середины 1930-х годов Сергей Михайлович занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эту идею частично реализовал его сын Михаил.

 

22. Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже через несколько недель после освобождения города от немецко-фашистских войск. Последний приют замечательного художника и ученого – кладбище Сен-Женевьев-Дюбуа, «под Парижем российский погост».

 

23. После его кончины наследники продали коллекцию негативов библиотеке Конгресса США. Сегодня мы снова можем увидеть ту Россию – появились новые компьютерные технологии обработки изображений.