Официально:

 

Сергей Петрович Боткин. 5 (17) сентября 1832 – 12 (24) декабря 1889.  Русский врач-терапевт и ученый-медик. Тайный советник. Лейб-медик.

 

Неофициально:

1. «Когда же наконец придёт время, что не нужно будет плакать о том, что день сделан не из сорока часов? Ведь если бы ещё страдал деньголюбием, честолюбием, славолюбием – клянусь честью, что плюю на всё, что может успокоить припадки этих человеческих болезней… тружусь как последний подёнщик. Лето всё ухнуло в составлении рефератов, в подготовке к лекциям да в приёмах больных, что прикажешь делать?» – так написал в письме другу замечательный русский врач Сергей Петрович Боткин.

 

2. Его отец был богатым купцом-чаеторговцем. Но воспитанием сына не занимался – одиннадцатого ребенка от второго брака отца воспитывал старший брат, известный литератор Василий Боткин. И его друзья: Василий Петрович дружил с Грановским, Белинским, Герценом. Герцена Сергею потом пришлось лечить – от диабета.

 

3. До пятнадцати лет Сергей Боткин проходил эти домашние университеты, и Грановский, живший тогда в их доме, позже писал: «Я следил за развитием Сергея, я видел в нем выдающиеся способности… Он поражал Белинского и меня своей огромной любознательностью».

 

4. Любознательный и способный подросток сперва не предназначал себя медицине. Его тянула математика, но на пути встал лично царь Николай I. Он взял и издал указ, который перекрывал Боткину – недворянину и сыну купца не высшей гильдии – дорогу на все факультеты Московского университета, кроме медицинского. Чуть поколебавшись, Сергей Боткин отправился учиться на доктора.

 

5. Неизвестно, что потеряла математика, но медицина несомненно приобрела: сегодня Сергея Петровича числят в основоположниках – наряду с Захарьевым – отечественной научной медицины.

 

6. Летом 1854 года еще студентом Боткин  участвовал в ликвидации эпидемии холеры в Москве.

 

7. В 1855 году Сергей Боткин окончил университет и вскоре по окончании курса отправился на Крымскую войну в отряде Н. И. Пирогова. Вторая военная кампания, в которой участвовал Сергей Петрович, – русско-турецкая война 1877-1878 годов, тогда лейб-медик Боткин сопровождал императора Александра II.

 

8. Сергей Петрович Боткин стажировался за рубежом у самых знаменитых врачей и ученых того времени: в клинике профессора Гирша в Кёнигсберге, в патологическом институте у Р. Вирхова в Вюрцбурге, в клинике знаменитого терапевта Л. Траубе в Берлине, у физиолога К. Людвига в Вене, также в лаборатории экспериментатора-физиолога К. Бернара. Всего не перечислит – достаточно сказать, что медицинское образование и клиническая практика Боткина были весьма разносторонни и обширны.

 

9. Первые  научные работы Боткина вышли в журнале, известном ныне, как «Архив Вирхова».

 

10. Боткин одним из первых понял, что человек есть единое целое, и болезнь не поражает отдельный орган, а влияет через нервную систему на весь организм. И только зная это, можно правильно лечить больного.

 

11. В 1859 году Сергея Петровича Боткин пригласили Санкт-Петербург в Медико-хирургическую академию. В следующем году он защитил диссертацию на тему «Всасывание жира в кишках», а еще через год – в 29 лет!  – получил звание профессора кафедры факультетской терапии и заведующего клиникой. На этом посту он работал до самой кончины.

 

12. Рассказывают, что распорядок дня Боткина был таков: 10:00 – приезд в клинику, 11:00 – начало химических и микроскопических исследований, которые осуществляли студенты и молодые доктора, 13:00 – начало лекций для студентов17:00-19:00 – вечерний обход клиники, 19:00- 21:00 – лекции для доцентов. После одиннадцатичасового рабочего дня Сергей Петрович ехал домой, где ужинал и готовился к лекциям.

 

13. Плотный график оставлял немного времени для хобби, но хоть полчаса в день доктор Боткин упражнялся на виолончели.

 

14. Друг и однокашник  Сергея Петровича  Иван Михайлович Сеченов записал в своем дневнике: «Для Боткина здоровых людей не существовало, и всякий приближавшийся к нему человек интересовал его едва ли не прежде всего как больной. Он присматривался к походке и движениям лица, прислушивался, я думаю, даже к разговору. Тонкая диагностика была его страстью, и в приобретении способов к ней он упражнялся столько же, как артисты вроде Антона Рубинштейна упражняются в своем искусстве перед концертами».

 

15. В 1874 году Боткин организовал школу фельдшериц,  в 1876 году – «Женские врачебные курсы». Так что и к делу женского образования Боткин имел самое прямое отношение.

 

16. Боткина отличала, как мы бы сейчас сказали, пассионарность. Так что и общественной деятельности он был не чужд. Даже наоборот: в 1878 году Боткин был избран председателем Общества русских врачей. Этим Обществом Сергей Петрович руководил до самой кончины. Одновременно Боткин являлся членом главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах, гласным Петербургской думы и заместителем председателя Комиссии общественного здравия Санкт-Петербурга.

 

17. Доктор Боткин стал первым русским лейб-медиком – до него русские цари доверяли лечение лишь иностранцам.

 

18. По инициативе Боткина строились больницы и улучшалось санитарное состояние городов, открывались клиническая и экспериментальная лаборатории.

 

19. Боткин изучил желтуху и выяснил ее инфекционную природу – в память о его трудах ее поименовали болезнью Боткина.

 

20. В анналы медицинских шуток вошли знаменитые советы Боткина: даме, что интересовалась упражнениями для похудания, он порекомендовал поворачивать голову справа налево и слева направо – в тот момент когда предлагают поесть. Другому толстяку, озабоченному той же проблемой, он посоветовал питаться на рубль в день и этот рубль заработать самому.

 

21. «Смерть унесла из этого мира самого непримиримого своего врага», – писали газеты в день кончины Боткина.

 

22. Сыновья Боткина пошли по отцовским стопам. Евгений Сергеевич Боткин служил лейб-медиком семьи Николая II и клятву Гиппократа  исполнял до конца – до расстрела в подвале Ипатьевского дома.