Россия получила полный доступ к данным телескопа SDO

Учёные из России теперь смогут в режиме реального времени получать все данные, поступающие с солнечной обсерватории NASA

Российские учёные получили неограниченный доступ ко всей информации с борта американской солнечной обсерватории SDO. Это позволит им отчасти скомпенсировать отсутствие собственной космической обсерватории для наблюдения за Солнцем, сообщает РИА Новости.

В 2011 году Роскосмос и NASA подписали соглашение о сотрудничестве в области гелиофизики. В соответствии с ним, Роскосмос должен был передать американцам данные, полученные российской солнечной обсерваторией «Коронас-Фотон», а взамен получить доступ к SDO в режиме реального времени.

«Архив “Коронаса” был официально передан около полугода назад. Это несколько десятков гигабайт информации, собранной в уникальный период исключительно низкой активности Солнца – с марта по ноябрь 2009 года. Взамен мы получили собственные пароли для прямого доступа к серверам SDO», – сказал сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН Сергей Богачёв.

Аппарат SDO (Solar Dynamics Observatory) был запущен в феврале 2010 года и является в настоящий момент самым совершенным в истории инструментом для исследования Солнца. На его борту находится 3 больших инструмента, способных получать 12 разных видов изображений Солнца. SDO передает снимки на Землю каждые 12 секунд, что составляет около 3 терабайт данных в сутки или 1 петабайт в год. Такой объем данных могут выдержать только специальные центры данных, созданные в рамках этого проекта.

«Важной частью соглашения является то, что ФИАН должен не просто получить данные в своё распоряжение, а способствовать их распространению через созданный с этой целью российский центр SDO. Это прямо прописано в документе», – добавил учёный. Российский центр официально открыт специалистами института по адресу sdo.lebedev.ru.

nasa sdo международное сотрудничество солнце фиан