Материалы портала «Научная Россия»

Сделать науку понятной обществу

Как возродить утраченный интерес общества к науке? Как добиться того, чтобы в медиа-пространстве ученый утратил облик безденежного чудака, говорящего на непонятном языке? Этим темам был посвящен организованный Министерством образования и науки РФ круглый

Как возродить утраченный интерес общества к науке? Как добиться того, чтобы в медиа-пространстве ученый утратил облик безденежного чудака, говорящего на непонятном языке? Ведь ни для кого не секрет, что именно так ученых зачастую воспринимают сегодня не только в обществе, но и в коридорах власти. А от понимания значимости как научных исследований, так и людей науки и интереса к ним во многом зависит возвращение России в число ведущих мировых научных держав. От понимания науки в обществе сильно зависит и понимание науки бизнесом, который может и должен инвестировать в научные исследования.

Этим темам был посвящен организованный Министерством образования и науки РФ круглый стол под названием «Как повысить качество коммуникаций между наукой и обществом». Были приглашены журналисты, представители общественных и политических организаций, ВУЗов, инновационного бизнеса, инвестиционных и венчурных фондов, ученые, чиновники, блогеры.

Огромный интерес вызвали доклады социологов, посвященные исследованию того, насколько россияне интересуются отечественной наукой, знают имена ведущих ученых, какие области знания вызывают у них наибольший интерес. Какие популярные издания наиболее востребованы и читаемы, и какова должна быть форма подачи информации о научных открытиях журналистами разных жанров.

Анализ современного медиа-поля пока что не радует ни научное сообщество, ни тех, кто интересуется наукой. По словам социологов, многие россияне считают наукой астрологию, оккультизм  и учения о паранормальных явлениях, и этим мы все, безусловно, обязаны нарастающему потоку посвященных лженауке программ и публикаций. Кроме того, общество испытывает огромный дефицит настоящих научных журналистов – те, кто сегодня берется писать и снимать на тему науки, часто оказываются некомпетентными, публикации «отдают желтизной», стремятся научную информацию подать как скандальную, да и просто содержат грубые ошибки и неправильное изложение фактов. Все это не может не подрывать доверие ученых к СМИ, и часто именно этим обусловлено то, что ученые не хотят популяризировать свои исследования.

И как результат этого все отмечают, что, например, в русскоязычном интернете очень трудно найти информацию об отечественной науке, а вот о западной – сколько угодно. Крайне мало изданий сегодня публикуют оригинальный материал – большинство ограничиваются перепечаткой и переписыванием чужих источников.

Государство ответственно за судьбы науки в стране, за продвижение ее инновационного потенциала. Для этого надо научиться общаться с наукой, наладить взаимодействие в системе «государство-бизнес-наука-общество», обеспечить российским ученым возможность широко рассказывать о своих исследованиях, поддерживать создание новых телевизионных программ, документальных фильмов, популярных научных журналов. 

медиа-поле популяризация науки

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий