Сойки специально прячут еду от сородичей

Между британскими и нидерландскими учёными развернулась дискуссия об интеллектуальных способностях соек

Как сообщает ScienceNOW, учёные из Кембриджа доказали, что врановые обладают сложными интуитивными способностями. Выражается это в том, что они прячут еду, опасаясь, что её съедят другие. Некоторые объясняли этот факт стрессом, однако новое исследование показывает, что они перепрятывают запасы преднамеренно.

Данная дискуссия развернулась вокруг поведения западных кустарниковых соек. Исследователи из нидерландского Университета Гронингена построили компьютерную модель поведения этих птиц и обнаружили, что перемещение еды сойки производят из-за стресса от нахождения поблизости другой (доминантной) птицы и боязни,  что её украдут. Это противоречило выводам исследования круппы Никола Клейтона (Nicola Clayton) из Кембриджа, согласно которому врановые могут делать предположения о намерениях других существ.

Британские учёные под руководством Клейтона решили проверить гипотезу о стрессе. Сначала они повторили свой опыт, в котором сойки прятали орешки без свидетелей или в присутствии другой птицы. Сойки прятали в два раза больше орехов, если за ними смотрел сородич.

Затем исследователи дали птицам локти, но не дали пищи. После этого учёные предоставили сойкам другие лотки и орехи. Когда птицы разложили орешки, экспериментаторы всю эту еду украли. Через непродолжительное время птицам снова дали орехи, но среди новых лотков был один, который сойки видели раннее – либо пустым, либо тот, в который они складывали припасы. На восполнение запасов продовольствия птицам отвели 10 минут.

Если бы теория нидерландских учёных была верна, считают британские, те сойки, которым дали лоток, из которого орешки украли, складировали бы больше еды, чем те, кому дали первые лотки. Однако на практике между этими случаями не оказалось никакой разницы, хотя известно, что врановые прекрасно помнят, куда складывают пищу.

Автор стрессовой гипотезы Эльске ван дер Варт (Elske van der Vaart) признаёт, что всё не так просто, как она предполагала. Однако, по её мнению, одинаковый стресс могут причинять кража орешков и демонстрация лотков в отсутствие еды. Аманда Сид (Amanda Seed) отмечает, что нельзя исключать и что пропажу орешков птицы замечают слишком поздно либо, напротив, всё время тратят слишком много времени на поиск пропавших орешков.

Если версия англичан получит подтверждение, то это будет очередным свидетельством удивительных интеллектуальных способностей врановых. Но самые выдающиеся «мыслители» среди них – не сойки, а новокаледонские вороны.

Источник: news.sciencemag.org