Шрёдингер и Эйнштейн чуть было не открыли тёмную энергию

Переписка Альберта Эйнштейна и Эрвина Шрёдингера показывает, что учёные были недалеко от формулирования феномена тёмной энергии

Профессор физики Университета города Нью-Йорка Алекс Харви (Alex Harvey) утверждает, что уже Альберт Эйнштейн и Эрвин Шрёдингер были в шаге от формулирования существования тёмной энергии. Препринт его статьи доступен на сайте arXiv, её излагает Phys.org.

Переписка велась после того, как Эйнштейн опубликовал основные работы по общей теории относительности и касались космологической постоянной. Первоначально, исходя из статичности Вселенной, он не предполагал такой постоянной. Чуть позже постоянная была добавлена для объяснения расширения или сжатия Вселенной из-за гравитации – и восстановления статичности. Последующие труды Леметра и Хаббла доказали, что Вселенная расширяется, но Эйнштейн именно поэтому от постоянной отказался, заявив, что его крупнейшим провалом было то, что он не предсказал расширение Вселенной.

В обнаруженной переписке Эйнштейна и Шрёдингера речь заходит почти что об идее тёмной энергии – которая была разработана чуть ли не на столетие позже. Шрёдингер в письмах коллеге предполагает, что космологическая постоянная может быть перенесена в правую часть уравнения, то есть при определённых условиях она может быть переменной. Эйнштейн спрашивает, имеется ли в виду, что постоянная меняется со временем. Шрёдингер подтверждает: да, перенесение постоянной значит, что временами она может использоваться как переменная. Получается, что здесь участвует некая сила, которая не описывается уравнениями Эйнштейна, признали участники переписки. В итоге Эйнштейн отверг идею Шрёдингера, назвав её слишком гипотетической.

Значительно позже было установлено, что Вселенная расширяется с ускорением, что вызвано тёмной энергией. По большому счёту, именно этот вопрос обсуждали Эйнштейн и Шрёдингер.

альберт эйнштейн тёмная энергия эрвин шрёдингер